В последнее время распространенным является понятие тендер, однако, не все хорошо понимают что такое тендер. Давайте разберемся в этом более подробно и узнаем все нюансы тендеров и полезную информацию о них.

В последнее время в обиход современных предпринимателей вошло понятие тендер. Но что же такое тендер? Порядок проведения торгов и закупок, которые подразумевают под этим понятием, распространены уже давно. Сейчас тендер подразумевает под собой размещение Госзаказа на выполнения тех или иных работ и поставки товаров. Иными словами, тендер – это своего рода соревнование, где соперничают некоторое количество компаний за право предоставлять какие-либо услуги, поставки товаров или проведение работ определенного типа.

Электронный тендер

Такой вид тендеров появился на территории нашей страны не так давно, однако, многие уже успели оценить его бесспорные преимущества и теперь применяют только этот вид торгов. Торги на электронных площадках имеют ряд преимуществ, которые мы рассмотрим далее.

Преимущества электронных тендеров:

  • Все, кто желает и участвует в конкурсе находятся на равных и имеют равные требования.
  • Удаленная подача заявки на участие в отборе дает возможность безотрывной работы и сотрудничества.
  • Легкость поиска конкурсного отбора, который подходит именно вам, по виду основной деятельности вашей компании и месту ее расположения.
  • Полная прозрачность проводимых тендеров для всех их участников гарантируют объективность торгов.
    Для того чтобы ваша компания могла принять участие в электронных тендерах необходимо:
  • Зарегистрировать ЭП – электронную подпись, это своеобразная замена вашей настоящей подписи, такой реквизит направлен, на подтверждение той информации которую вы предоставляете в электронном виде.
  • Выбрать подходящие вам по требованиям и вашим возможностям электронные торги.
  • Подать свою заявку, которую вы подписываете электронной подписью.
  • Ждать результата проведения конкурса наблюдая за рассмотрением своей заявки.

Мифы об участия в тендерах

Об участии в тендерах существует множество мифов, давайте развеем наиболее животрепещущие из них.

Миф 1. Тендеры продажны.

Конечно же, борьба с коррупцией еще не завершилась и некоторое количество подкупных тендеров все же существует, но это мнение не является истинным. Убедиться в этом, может каждый предприниматель, с легкостью приняв участие в конкурсе и пройти отбор без предварительной договоренности. Однако, чем более высокооплачиваемый заказ тем больше вероятность его коррупционного начала возрастает. Для того чтобы не попасть на такие торги, следует тщательно изучать основную информацию о заказе, документацию, требования и срок сдачи продукции или услуги.

Миф 2. О дорогостоящем участии в конкурсном отборе.

Предприниматели чаще всего считают что участвовать в тендере дорогостоящее удовольствие, которое вполне, возможно не окупит себя. Конечно же, участие в отборе повлечет за собой некие финансовые затраты.
Помните, при выигрыше тендера все ваши затраты не только окупятся, но и принесут приличную прибыль.

Миф 3. Для молодых еще «не оперившихся» компаний тендеры недоступны.

Конечно, некоторые заказчики будут обеспечивать преимущества для лично ими, проверенных поставщиков. Согласно законам РФ о госзакупках, которые гласят о том что проводиться тендеры обязаны открыто и прозрачно, в условиях конкуренции. Отсюда следует что выиграть конкурс на предоставление услуг и поставок товаров, может каждый участник торгов.

Как принять участие в тендере

Чтобы участвовать в тендерах необходимо соблюдать определенные правила. В электронных тендерах могут принимать участие любые желающие компании, а также частные предприниматели. Принимать участие могут резиденты РФ и иностранцы собравшие необходимые документы.

Правила участия в тендере

Основные требования, определяемые законодательством РФ о госзакупках и их соблюдение – вот главный залог успеха в тендерах. Однако, стоит заметить что требования к участникам тендера варьируются в зависимости от видов тендера и заказчиков, которые выбирают для себя исполнителей. Заказчики жестко ограничены в требованиях к заказам, относящимся к госзакупкам Заказчики, работающие с собственными коммерческими предприятиями не вправе устанавливать свои требования, которые также должны соответствовать законам РФ и нормативно – правовым актам.

Инструкция

После подачи участником заявки и пакета из всех требуемых документов. Заказчик тендера тщательно изучает информацию обо всех претендентах, на это у него уходит некоторое время, за это время он должен выбрать лучшего из кандидатов и назначить его компанию победителем в конкурсном отборе.

Заказчик, который инициировал торги может позволить себе продлить срок приема заявок от претендентов на участие. Время в течение которого компания может отказаться от проведения конкурса обычно длится три месяца с момента предоставления конкурсного предложения.

С чего начать

Для успешного участия в конкурсе необходим серьезный подход к подготовке и изучению правил и условий тендера, а затем определению своих возможностей в случае успешного их завершения для вашей компании.

Итак, если изучив, все правила вы решили подать заявку , вам необходимо подготовить электронную подпись, подать заявку на участие в конкурсе и также тщательно подготовленные документы, которые требуются по регламенту конкурса. Однако, стоит заметить для участия в тендере законом РФ регламентирован определенный состав пакета необходимых документов, но в случае, если заказчиком является коммерческая компания, заказчик может добавить те или иные документы к списку требуемых.

Поэтому перед сбором и подачей документов еще раз изучите правила и требования тендера и только после этого приступайте к сбору, подготовке, а затем подаче всего необходимого для заказчика конкурса.

Контракт

После окончания конкурса с выбранным кандидатом заказчик оформляет контракт. Когда вы подаете заявку на участие в тендере у каждого контракта имеется предполагаемая сумма, при подаче заявки претендент обычно оплачивает обеспечение заявки, эта сумма составляет 5% от итоговой предполагаемой суммы контракта. Она зачисляется на счета тендерного комитета и в случае проигрыша в Тендере возвращается кандидату.

Заявка на участие в тендере

Тендерное предложение или по иному заявка на участие в тендере, ее подают в электронном или в письменном виде, в зависимости от вида проведения тендеров.

Тендерное предложение состоит из двух основных частей. В первой указывается согласие на правила и условия конкурса, также полностью указываются характеристики предоставляемого вами товара или услуги. Во второй, кандидат указывает информацию о себе, лицензии, реквизиты, сертификаты. Также уточняется аккредитация организации. Вследствие чего заявка подтверждается.

Если заявка составляется в письменной форме, документы помещают в конверт, а на нем указывается название, номер лота, адрес и название организации, а также информация о физическом лице.

В случае неправильного составления заявки на участие в конкурсе, комиссия ее отклоняет. И только правильно заполненные документы допускаются к участию в тендере. По этой причине будьте внимательны при составлении и подаче документов, от этого напрямую зависит успех вашего предприятия.

Документы, необходимые кандидату для участия в тендере

Как уже было сказано выше основной пакет документов регламентирован государством для госзакупок, коммерческие же заказчики формируют требования к списку документов самостоятельно.

Список документов для подачи заявки на участие в тендерах:

  • Копия, заверенная печатью и оригинал свидетельства о государственной регистрации.
  • Копия и оригинал свидетельства о присвоении вашему предприятию номера налогоплательщика.
  • Справка, выданная банком, который обслуживает ваше предприятие, которая подтверждает финансовую обеспеченность кандидата.
  • Справка, удостоверяющая полное отсутствие задолженности перед налоговой.
  • Банковская гарантия для заказчика, иными словами обеспечение заявки.
  • Сертификат от дилера или производителя, в случае поставки по контракту товаров неличного производства.
  • Декларации о соответствии стандартам в случае обязательной сертификации поставляемого товара, а также различные сертификаты.
  • Перечень и опись пакета документов, который предоставил претендент, все заверяется печатью предприятия-кандидата и личной подписью руководителя.

Доверенность на участие в тендере

Принимать участие в аукционе, может руководитель предприятия лично или его поверенные. В первом случае личной подачи документов и участия в тендере руководителя никаких доверенностей не нужно. Во втором случае поверенный получает доверенность от организации и принимает участие в аукционе. Доверенность, составляют в соответствии с законодательными актами РФ и обязательно заверяют печатью организации и личной подписью ее руководителя.

Принять участие в аукционе также, может чужая компания для этого заключается договор поручения, в результате его заключения компания имеет право на представление интересов организации.

Особенности участия в тендерах

До конечного срока подачи заявок и документов от кандидатов, за ними остается право на корректировку собственной заявки или вовсе ее отозвать.

Участники тендера не имеют доступа к информации о рассмотрении всех поданных заявок.

Тендерная комиссия рассматривает абсолютно все заявки и проверяет очень внимательно все, предоставленные документы от кандидатов. После рассмотрения заявок тендерной комиссией прошедшие проверку правильности заявки обсуждаются экспертами. Победитель в конкурсе определяется посредством голосования.

Тендеры для госзакупок

Госзаказ размещается государственными, бюджетными и муниципальными организациями и предприятиями. Заключение контракта на госзакупку не только выгодно финансово, но и весьма полезно для репутации любой компании. По этой причине интерес к госзаказам всегда высокий, даже несмотря на высокую степень отбора кандидатов и сложности в участии в аукционах для тендеров, соответственно уровень коррупции в этой сфере довольно богат.

Тендер на строительство

Тендеры на строительство проводятся между заказчиками и подрядчиками. Возможные виды работ, производимых на тендерах, на строительство:

  • Поставка расходных и стройматериалов.
  • Строительно-монтажные работы и их расчет.
  • Разработка проектов на строительство и расчет смет на проведение строительства.

Заключение

В любом случае для организации или частного предпринимателя выиграть тендер - это настоящее счастье. Так как это настоящий шанс продвижения собственного предприятия и получения хорошей прибыли, которая гарантирована контрактом. Выиграть тендер, может каждая организация у которой есть все необходимые для этого документы.

В настоящее время, популяризируется проведение электронных тендеров , это открывает новые возможности перед множеством организаций. Сбор пакета необходимых документов и подача заявки очень кропотливый процесс, который потребует от вас максимального внимания и сосредоточенности.

Будьте готовы к выигрышу тендера и тогда ваши шансы на выход в финал повысится, так как уверенность в собственных силах, подкрепленная всем необходимым. Повышает вероятность выигрыша и соответственно получения максимальной прибыли для вашей организации.

Государственные органы и бюджетные организации приобретают для своих нужд товары, либо заказывают работы или услуги через систему госзакупок (тендеров, торгов). Это хороший способ для ИП и организаций получить новые заказы и расширить клиентскую базу. О том, как участвовать в тендере новичкам, мы расскажем в сегодняшней статье.

Виды тендеров

Правила проведения тендеров установлены Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ). Согласно статье 24 этого закона, закупки могут проводиться:

  • конкурентными способами;
  • у единственного поставщика.

Конкурентные способы (иначе — тендеры) предполагают участие множества поставщиков или подрядчиков. Это могут быть различного вида конкурсы (открытые, закрытые, с ограниченным участием и т.п.), аукционы, а также запрос котировок и запрос предложений.

На сегодняшний день до 60% закупок осуществляются конкурентным способом в форме открытого электронного аукциона, при котором процесс покупки и продажи происходит на специализированных сайтах — электронных торговых площадках (ЭТП) в интернете.

СПРАВКА. Если бюджетное учреждение осуществляет закупку за счет грантов, средств субподряда или собственных средств, такая закупка регулируется Федеральным законом . Этот закон действует и в случае, когда в роли покупателя или заказчика выступает госкомпания с долей участия государства выше 50%. Закон № 223-ФЗ также применяется в случаях, когда товары работы или услуги приобретаются субъектами естественных монополий (нефтегазовыми компаниями, РЖД и проч.) или организациями, которые занимаются регулируемыми видами деятельности (энергетика, водоснабжение).

Кто может участвовать в тендерах

К поставщикам и подрядчикам, желающим поучаствовать в торгах, Закон № 44-ФЗ предъявляет ряд требований. Стать поставщиком или подрядчиком может любое физлицо (в том числе предприниматель) или любая организация, если они:

  • не находятся в процессе банкротства или ликвидации;
  • не имеет налоговой задолженности;
  • не имеют непогашенной или неснятой судимости по экономическим преступлениям;
  • не аффилированы с заказчиком;
  • не являются оффшорами;
  • не привлекались к административной ответственности на основании статьи КоАП РФ «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица».

Кроме того, заказчик может потребовать, чтобы поставщик не значился в реестре недобросовестных поставщиков (его ведет Федеральная антимонопольная служба).

Как участвовать в тендерах: пошаговая инструкция

Процедура проведения тендеров различается в зависимости от их формы. Ниже мы расскажем о том, как принять участие в самом популярном виде торгов — электронном аукционе.

Где искать тендеры

Электронный аукцион — это закупка товаров, работ или услуг, которая осуществляется в электронной форме на электронной торговой площадке (ЭТП). На сегодняшний день таких площадок восемь:

Вся информация о предстоящих тендерах публикуется в Единой информационной системе закупок (ЕИС). Кроме того, сведения дублируются и на упомянутых выше ЭТП.

Обратите внимание: многие опытные поставщики пользуются для поиска информации специальным сервисом «Контур.Закупки ». Там можно искать закупки по типу торгов, по отрасли, по региону, по цене или заказчику. Но самое главное — в «Контур.Закупках» поставщик может настроить шаблоны запросов о тендерах по «своим» товарам (работам, услугам) и получать на электронную почту уведомления о том, что в системе появились интересующие его тендеры. Такие уведомления позволяют поставщику принимать решения об участии в торгах раньше конкурентов.

Аккредитация на электронных площадках

Для участия в электронном аукционе, необходимо получить сертификат электронной подписи и аккредитоваться на ЭТП, на которой проводится закупка.

Сертификат подписи можно получить в любом удостоверяющем центре, аккредитованном на соответствие требованиям федерального закона № 63-ФЗ «Об электронной подписи». Но выбирая УЦ, убедитесь, что у него есть все необходимые лицензии, сертификаты. Наличие круглосуточной техподдержки будет несомненным плюсом.

Для получения сертификата УЦ обычно требуют:

  • паспорт уполномоченного лица или руководителя организации;
  • заявление на выпуск сертификата электронной подписи;
  • номер ИНН и СНИЛС;
  • оплаченный платежный документ.

На получение сертификата, как правило, уходит один день.

Для аккредитации на ЭТП ее оператору нужно представить:

  • заявление;
  • копию выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП (для физлиц — копию паспорта);
  • копии учредительных документов.

Если от имени участника действует другое лицо, то ему потребуется нотариально заверенная доверенность от участника. Требовать другие документы и информацию заказчик не имеет права.

В течение 5 рабочих дней с даты, когда поступили документы от поставщика, оператор аккредитует участника электронного аукциона или отказывает в аккредитации.

Открытие спецсчета

Участие в тендерах требует от поставщиков и подрядчиков определенных денежных вложений. Сначала они должны внести денежное обеспечение заявки, а в случае победы — обеспечение исполнения контракта. Это некая страховка на случай, если победитель торгов передумает и не станет подписывать контракт.

Обеспечение заявки на участие в тендерах необходимо перечислять со спецсчета. Его можно открыть в одном из 18-ти банков, которые вошли в перечень (утв. постановлением Правительства РФ ). Это, в частности, «Сбербанк России», «ВТБ», «Газпромбанк» и др.

Подготовка и подача заявки на участие в тендере

Следующий шаг — подача заявки на участие в электронном аукционе.

Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей. Первая часть содержит согласие участника на поставку товара на условиях заказчика, а также спецификацию и технические характеристики. Вторая часть заявки содержит сведения об участнике: название организации, ИНН, почтовый адрес и проч. Вместе со второй частью подается ряд документов, таких как ИНН учредителей, декларации соответствия, лицензии и другие бумаги, необходимые для поставки.

Поставщик должен подписать заявку своей электронной подписью и подать обе части одновременно из личного кабинета на ЭТП.

ВАЖНО. Подать заявку можно в любое время, начиная с момента публикации извещения в ЕИС до даты окончания приема заявок. Участник одновременно отправляет обе части заявки оператору ЭТП. На аукцион можно подать только одну заявку.

Как проходит электронный аукцион

До аукциона заказчик рассматривает первую часть заявки, после аукциона — вторую.

Первые части заявок проверяются на соответствие всем установленным требованиям в сроки:

  • до 7 календарных дней с даты окончания приема заявок, в аукционах с начальной максимальной ценой контракта (НМЦ) более 3 млн рублей;
  • не дольше 1 рабочего дня с даты окончания приема заявок, в аукционах с НМЦ менее 3 млн руб.

Отказать в допуске могут, если участник:

  • не предоставил нужную информацию или предоставил недостоверную информацию;
  • неправильно указал параметры товара или не оформил согласие.

После допуска первой части поставщик в назначенное время заходит на торговую площадку и подает ценовые предложения.

В ходе торгов участники снижают цену контракта на шаг от 0,5 до 5%. Если в течение 10 минут никто не предлагает более низкую цену, то побеждает участник, который предложил самую низкую цену. После торгов заказчик проверяет вторые части заявок и объявляет победителя, с которым заключает контракт.

Преимущества участия в тендерах

  1. Электронные аукционы — это новые рынки сбыта, в том числе региональные.
  2. Взаимодействие с заказчиком без посредников. А это означает экономию денег и времени.
  3. Использование современных IT-технологий, благодаря которым поставщики и исполнители оперативно получают уведомления о появлении новых тендеров.
  4. Общий объем государственного и муниципального заказа с учетом госкорпораций и естественных монополий оценивается примерно в 13 млрд рублей. Государство — надежный и крупный заказчик.

Напомним, что отследить информацию о нужной закупке можно в сервисе «Контур.Закупки». В нем поставщик (подрядчик, исполнитель) может настроить шаблоны запросов обо всех торгах по «своим» товарам (работам, услугам). После этого поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления, что на той или иной площадке появился интересующая его закупка. Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить информацию и позволит оперативно реагировать на интересные ему закупки.

Участие в торгах на получение госконтракта - престижное и выгодное мероприятие для любой фирмы. Однако большинство компаний не решаются на этот шаг. Причин много, и самая распространенная среди них - недостаточное понимание процедуры проведения госзакупок. Как же принять участие в тендере и что для этого нужно знать?

Что нужно для участия в тендерах

Вопреки распространенному мнению, не все тендеры являются «заказными», и победить в них могут не только крупные компании: сфера госзакупок строго регулируется законодательством. Выиграть в конкурсе или аукционе без предварительных контактов с заказчиком может любая компания, которая соответствует определенным критериям.

Итак, для того чтобы принять участие в торгах, нужно обратить внимание на следующие моменты:

  • знание законодательства и процессов в сфере закупок;
  • соответствие требованиям к заявителям;
  • соответствие продукта торгов требованиям организатора торгов;
  • наличие всей необходимой документации, оформленной по установленной форме;
  • финансовое обеспечение заявки.

Знание законодательства и процессов в сфере госзакупок. На сегодняшний день государственные тендеры регулируются Федеральными законами:

  • от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ);
  • от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ).

Некоторые моменты применения этих законов закреплены в дополнительных нормативных актах, которыми являются постановления Правительств.

Законодательство регламентирует все этапы проведения тендера:

  • объявление торгов;
  • сроки и процесс подачи заявок;
  • размер обеспечения заявок и контрактов;
  • условия изменения или отзыва заявки на участие;
  • условия предоставления разъяснений заказчиком по конкурсной документации;
  • условия вскрытия конвертов (в случае конкурсов);
  • общие принципы определения победителя;
  • порядок обжалования действий заказчика;
  • порядок заключения контрактов.

Проще говоря, все, что необходимо знать для предварительного знакомства с процедурой организации и проведения госзакупок, можно найти в законах и подзаконных актах.

Соответствие требованиям к заявителям. Требования к участникам установлены в Законах № 44-ФЗ и № 223-ФЗ, а также других нормативных документах, например в постановлении Правительства РФ от 4 февраля 2015 года № 99. Закон также прописывает, какие дополнительные условия может выдвинуть государственный заказчик.

В основном требования имеют общий характер, например, отсутствие задолженности по налогам. К дополнительным требованиям можно отнести определенный опыт работы и т.д. В целом условия зависят от вида тендера. К примеру, принять участие в открытом конкурсе или аукционе может любое юридическое лицо, которое соответствует общим требованиям к участникам и предоставит необходимый пакет документов. В закрытых тендерах круг поставщиков ограничен: как правило, исполнители приглашаются непосредственно заказчиком, так как такие закупки часто связаны с государственной тайной.

Стоит отметить, что заказчики коммерческих тендеров не обязаны строго выполнять условия законодательства в сфере госзакупок. Они имеют право устанавливать собственные требования к участникам.

Соответствие продукта торгов требованиям организатора торгов . Качественные и количественные характеристики закупаемых товаров или услуг, включая страну происхождения, государственный заказчик устанавливает в соответствии с законодательством. Обычно требования к продукту прописаны в конкурсной документации. Если информации недостаточно, то у заказчика можно запросить разъяснения, которые он обязан предоставить.

Исполнителю необходимо внимательно изучить документацию и прописанные в ней условия, в соответствии с требованиями сделать свое предложение исполнения контракта. Несоответствие продукта условиям ведет к отклонению заявки на участие.

Наличие всей необходимой документации, оформленной по установленной форме . Стандартный пакет документов, который требуется для участия в любом государственном тендере, прописан в законодательстве. Однако заказчик может запрашивать дополнительные документы, не нарушая при этом положения закона. В стандартный пакет, как правило, входит заявка, составленная по образцу, предоставленному заказчиком, предложение по исполнению контракта и документы о компании-участнике. Всю документацию важно оформить и предоставить правильно. На небольшие недочеты заказчик, возможно, не обратит внимания, но более серьезные ошибки приведут к отклонению заявки.

Отметим, что организаторы коммерческих тендеров могут запрашивать документы по своему усмотрению.

Финансовое обеспечение заявки или исполнения контракта. Закон устанавливает, что обеспечение заявки может доходить до 5% от стоимости контракта, а размер обеспечения исполнения контракта - до 30%. Выполнить это обязательное условие можно путем внесения залога или предоставления банковской гарантии. Какой вариант наиболее приемлем, решить может только сам участник.

Суммы контрактов часто бывают значительными, а залог предполагает выведение и замораживание средств из оборота на продолжительный период времени. Поэтому банковская гарантия считается обычно более удобным и эффективным инструментом обеспечения заявки.

Какие требования предъявляются к участникам тендеров

Как уже отмечалось ранее, основные требования к участникам тендеров установлены законодательством. К ним относятся:

  • отсутствие у участника задолженности или недоимки по налогам (в случае наличия - веские причины для их обоснования);
  • отсутствие у руководителя и других должностных лиц компании-участника судимости в экономической сфере (исключение - погашенная или снятая судимость);
  • наличие у участника исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (исключение - контракты на создание произведений литературы или искусства, на финансирование проката или показа национального фильма);
  • отсутствие конфликта интересов между заказчиком и участником (то есть первые лица компаний заказчика и исполнителя не могут состоять в родственных связях, так как всем участникам тендера должны быть обеспечены равные условия).

Обязательны к выполнению следующие условия:

  • участник тендера не может быть офшорной компанией;
  • информации об участнике не должно быть в реестре недобросовестных поставщиков;
  • деятельность компании не должна быть приостановлена;
  • компания не должна быть ликвидирована;
  • компания не должна быть банкротом.

Перечисленные требования вполне выполнимы, подтвердить их можно соответствующими документами. К примеру, предоставление копии отчетов по прибылям и убыткам покажет, что компания ведет успешную деятельность.

При некоторых видах тендеров, например, при проведении двухэтапного конкурса, к участникам могут предъявляться дополнительные требования:

  • опыт работы, связанный с предметом госзакупки;
  • положительная деловая репутация участника;
  • финансовые возможности для выполнения условий контракта;
  • необходимое количество профильных сотрудников для исполнения контракта;
  • наличие оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта.

Как уже говорилось ранее, заказчики коммерческих тендеров могут устанавливать свои требования. К ним относится, например, получение аккредитации у компании-организатора торгов.

Какие документы нужны для участия в тендерах

Перед тем, как принять участие в тендере, необходимо собрать пакет документов. Законодательство предусматривает следующий стандартный пакет:

  • заявка на участие, заверенная руководителем;
  • опись прилагаемых к заявке документов;
  • документы о компании (название, адрес, ИНН, свидетельство о государственной регистрации);
  • выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП (или их нотариальные копии);
  • копии учредительных документов;
  • справка об отсутствии налоговой задолженности;
  • документ, подтверждающий полномочия лица, действующего от имени участника конкурса (копия решения о назначении на должность руководителя или доверенность);
  • копия приказа о назначении главного бухгалтера;
  • документы, подтверждающие право на преимущество (например, декларация о принадлежности к субъектам малого предпринимательства);
  • документы, подтверждающие соответствие конкурсанта требованиям к участникам тендеров;
  • документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие (платежное поручение или банковская гарантия);
  • при необходимости: документы, подтверждающие соответствие участника запретам и ограничениям, установленным заказчиком.

Дополнительные документы, которые в рамках законодательства может запрашивать заказчик, предугадать сложно, поскольку этот пакет зависит от типа тендера (строительный, транспортный), а также от тех характеристик, по которым заказчик определяет квалификацию поставщика.

К участникам коммерческих тендеров заказчик предъявляет свои требования. Жесткая регламентация Законами № 44-ФЗ и № 223-ФЗ на них не распространяется. Деятельность таких заказчиков регулируется Гражданским кодексом. Кроме стандартного пакета документов коммерческий заказчик может потребовать аккредитационные документы (их необходимо обновлять хотя бы раз в год) и актуальную электронную цифровую подпись (ЭЦП), так как практически все коммерческие тендеры проходят на электронных торговых площадках.

Обеспечение заявки

Важный момент, на который следует обратить внимание - это обеспечение. Как уже говорилось ранее, размер обеспечения заявки на участие доходит до 5%. При высокой стоимости контракта такая сумма значительна.

Законодательство предусматривает два способа обеспечения заявки: залог и банковская гарантия. Внесение залога выводит из оборота компании значительную сумму на длительное время, поскольку такое обеспечение возвращается компании-участнику только после подведения итогов конкурса, а в случае его победы - после подписания с ним контракта.

Банковская гарантия обеспечит заявку с минимальными затратами. Гарантом исполнения обязательств по подписанию контракта участником является третья сторона, то есть кредитное учреждение, которое входит в специальный реестр и имеет право выдавать банковские гарантии. Конечно, оформление такого документа потребует времени. Нужно правильно выбрать банк, соответствовать требования кредитной организации и собрать необходимый пакет документов. Но на сегодняшний день есть большое количество брокеров, которые возьмут на себя весь процесс оформления гарантии и помогут получить документ в сжатые сроки.

Документы для участия в электронном аукционе

Сегодня все больше тендеров проводится в электронном виде. Госзакупки в такой форме проходят на специальных торговых площадках, на которых поставщик должен получить аккредитацию. Также нужна электронная цифровая подпись. Для участия же в электронных аукционах стандартный список документов выглядит так:

  • Документы о компании (название, адрес, ИНН).
  • Копии документов, подтверждающих соответствие требованиям товара или услуги.
  • Документы, подтверждающие право на преимущество (например, декларация о принадлежности к субъектам малого предпринимательства).
  • При необходимости: документы, подтверждающие соответствие участника запретам и ограничениям, установленным заказчиком.

Стоит отметить, что по Закону № 223-ФЗ перечень документов идентичен.

Как видите, есть множество тонкостей и нюансов, на которые потенциальный участник тендера может не обратить внимания, но для заказчика это окажется важным. Однако, как говорится, глаза боятся - руки делают. Обязательно готовьтесь серьезно, обращайтесь к профессиональной помощи, если необходимо, и тогда успех вам гарантирован!

В каждой компании участие в конкурсе производится по стандартной тактике, на госзакупку. Одним из обязательных условий является утверждение проекта генеральным директором учреждения и назначение ответственного менеджера.

Ответственное лицо осуществляет сбор пакета документов, предоставляемых разными отделами:

  • сметным,
  • бухгалтерией,
  • юристами,
  • отделом кадров,
  • материально-техническим.

Кроме сбора заполненных форм, менеджер производит анализ участия своей компании в других торгах, а также изучает документы, в которых отражены результаты тендеров, где фирма или компания принимала участие ранее.

В обязанности ответственного менеджера также входит изучение требований к оформлению документации, сроков подачи заявки и технические параметры закупаемой продукции. О том, какие задачи решает .

Кто может быть участником торгов?

Не следует думать, что все тендеры заказные и молодые фирмы не смогут «пробиться» на рынок государственных поставок. Участие в торгах может принять даже небольшое предприятие, начавшее деятельность несколько дней назад.

Перед тем, как работать с тендером, необходимо провести достаточно основательную подготовительную работу, изучить объем заказов и условия, которые молодая фирма сможет выполнить.

Для принятия участия в конкурсе необходимо предоставить комиссии пакет документов и объявить о своем участии в тендере. Сведения о торгах можно найти на специализированных сайтах, средствах массовой информации. Процедура электронных торгов снижает расходы на участие в тендере, позволяет отслеживать ход процедуры в режиме онлайн.

Решение принято. Что дальше?

Если принято решение участвовать в торгах, следует заняться поиском подходящего тендера по следующим критериям:

  • регион;
  • предмет торгов;
  • стартовая цена.

Одному сотруднику небольшой фирмы не справиться с объемом работы по выбору тендера, к нему следует подключить специалистов по аутсорсингу всех направлений. Наемный штат позволит сэкономить денежные средства и поможет выбрать тематическую электронную площадку.

Также необходимо оформить цифровую электронную подпись для регистрации ее на торговых площадках и аккредитации участника.

«Молодым» тендеровикам работу по государственным закупкам следует начинать с проверенных электронных площадок, например таких, как:

  • Сбербанк АСТ;
  • Фабрикант;
  • Россельторг;
  • b2b-center.

Тендерное сопровождение

Тендерное сопровождение – это услуга, направленная на обеспечение процесса участия предприятия в тендере. Главная цель тендерного сопровождения – создать все условия (на правовом уровне) для того, чтобы клиент-участник одержал победу в конкурсе.

Тендерное сопровождение особо актуально, если вы:

  • не имеете большого опыта или вовсе не принимали участие в государственных конкурсах;
  • не хотите рисковать и действовать наобум;
  • не хотите допустить осечку на ответственном тендере.

Знаете ли вы, что 90% участников тендеров не допускаются к торгам из-за недочетов в документации или неправильно оформленной заявке? Если вы не профессионал, допустить ошибку в документах – проще простого. В таком случае поможет только .

Сопровождение тендеров квалифицированными юристами убережет вас от губительных недочетов, которые могут негативно отразиться на результатах конкурса.

Перед начинающим предпринимателем, благополучно справившимся с первыми проблемами (получившим , собравшим все необходимые документы и подобравшим персонал), часто после начала коммерческой деятельности появляется новый вопрос: как правильно обозначить своё желание участвовать в государственном или частном тендере, а затем выиграть его и взять свою прибыль. Вокруг этой темы существует множество предрассудков — от уверенности, что для новичкам доступ к госзакупкам закрыт, до расхожего мнения о полной предопределённости тендеров.

На практике такие случаи действительно встречаются, и бизнесмену, решившему участвовать в тендере, нужно быть готовым к неприятному развитию событий. Однако значительно чаще торги проходят относительно честно, и, приняв во внимание приведённые ниже советы и пошаговые инструкции, добиться успеха может каждый предприниматель; главное - начать действовать.

Классификация тендеров

В первую очередь необходимо разобраться с терминологией и юридической стороной дела. В российском законодательстве, несмотря на его традиционную изменчивость, слово «тендер» до сих пор как официальный термин не употребляется; соответственно, нет и определения этого понятия.

Зато в лексиконе бизнесменов это слово давно и прочно укоренилось, а потому, пока отечественные законы не будут приведены в соответствие с современными реалиями, следует говорить о тендерах (как и о кредитах для малого бизнеса с нуля) преимущественно в экономическом смысле.

Слово «тендер» является калькой английского tender, означающего, помимо всего, официальное предложение (в этом смысле термин сближается с понятием оферты) или заявку на выполнение подряда ; последнее, учитывая специфику процесса, более точно. Наиболее распространённые в настоящее время словосочетания с «тендером» - тендерная заявка, тендерная документация и тендерное обеспечение; встречаются и другие, которые, впрочем, чтобы не перегружать тексты документов однокоренными словами, логичнее было бы заменять синонимами.

Важно : согласно определению одного из выпущенных в новое время экономических словарей, тендер представляет собой конкурентные торги открытого (принять участие может любой желающий) или закрытого (для определённого круга физических и (или) юридических лиц) типа - или размещение заказа на конкурсной основе. Если пользоваться этим определением, можно, проведя параллель с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, сравнить тендер с конкурсом или аукционом.

Следующий вопрос - кто может быть организатором открытого или закрытого тендера . Российское законодательство, как и следовало ожидать, на него ответа не даёт; но, основываясь на общей практике, можно выделить следующие категории организаторов:

  1. Государственные корпорации и структуры. Обычно это самые прибыльные, но и самые «труднодоступные» предложения. Впрочем, если тендер открытый, никто не запретит принять в нём участие; выгода, которую теоретически можно получить, оправдывает временные и материальные затраты на подготовку.
  2. Крупные коммерческие организации. Учитывая исконную российскую срощенность бизнеса и государства, ситуация с этими тендерами аналогична описанной выше. Перспективы начинающего предпринимателя не лучше и не хуже; вместо того, чтобы отказываться от перспективного проекта, всё же стоит попытаться выиграть конкурс - разумеется, как следует к этому подготовившись.
  3. Собственники бизнеса или имущества. Такие тендеры по понятным причинам наиболее доступны по входным условиям и перспективны в плане получения заказа, но и особой выгоды от них ждать не стоит. Впрочем, для бизнесмена, только недавно начавшего коммерческую деятельность, участие в скромном тендере может стать неплохим стартом. Уже на этом этапе он может получить представление о самых популярных и набраться опыта для более серьёзных свершений.

Участвовать в тендере могут любые физические и (или) юридические лица, соответствующие входным условиям, сформулированным организатором. Это положение не прописано в законодательстве (совершенно логично, учитывая отсутствие в нормативно-правовых документах самого термина), а потому следует скорее из общего утверждения «что не запрещено, разрешено», а также из положений Гражданского кодекса касательно публичной оферты.

Важно : последнее сравнение носит чисто условный характер и не может использоваться в качестве довода в суде - например, бизнесменом, недовольным недопуском к участию в тендере или неудовлетворительными для него результатами. Нельзя забывать, что организатор не несёт перед участниками никаких коммерческих обязательств - он может выбрать исполнителя по своему усмотрению, не ссылаясь ни на какие нормы и положения закона.

Преимущества организации открытых тендеров:

  • свободная и полностью прозрачная конкуренция за право получения заказа (подряда, поставки и так далее);
  • равные возможности участников;
  • шанс для организатора выбрать наиболее выгодное предложение.

Все проводимые тендеры можно классифицировать по нескольким признакам. Первый из них - публичность. Как уже было упомянуто, конкурсы могут быть открытыми или закрытыми. Первые доступны при соответствии входным требованиям (обычно это наличие необходимого пакета документов, оборудования или финансовых активов) для всех участников рынка. Если организатор заранее оговорил и организационную форму соискателей, этот параметр также не может быть оспорен. Проще говоря, если указано, что участвовать в тендере могут только юридические лица со штатом от 50 сотрудников и наличием сложных станков с ЧПУ, индивидуальному предпринимателю, занимающемуся ремонтом обуви, нет никакого смысла тратить время на подготовку документации.

Закрытые тендеры, как несложно понять, проводятся в строго определённом кругу физических или (чаще) юридических лиц. Этот вариант, с экономической точки зрения неоправданный, используется, когда дело касается государственной или коммерческой тайны, к которой не может быть допущен каждый желающий.

Следующий вариант классификации тендеров - по направлению материальных потоков : организатор может намереваться закупить или, наоборот, продать что-нибудь (товар, услугу, сырьё и так далее). Соответственно, лица, собирающиеся участвовать в конкурсе, должны иметь противоположные намерения: если организатор собирается что-то реализовать, они будут выступать в роли покупателей, и наоборот. Не имеет никакого смысла подавать на право участвовать в тендере на приобретение услуги, если и сам соискатель желает её купить.

Ещё один способ классификации - по используемой документации . В соответствии с этим параметром конкурсы могут проводиться на бумаге и в электронной форме. В каждом из этих случаев для обеспечения финансовой безопасности сторон используются апробированные методы учёта и контроля - в частности, ГОСТ Р 51303-2013. Условия участия в тендере, как «бумажном», так и на электронной платформе, прописываются самим организатором и по умолчанию одинаковы для каждого из участников.

Наиболее обширна классификация тендеров по форме проведения :

  1. Конкурс . Наиболее логично устраивать тендер по этой модели, если его объектом является проведение сложных с технической или организационной точки зрения работ: проектных, технологических, строительных и так далее. Само собой разумеется, что справиться с таким заданием сможет только исполнитель, имеющий в распоряжении соответствующее оборудование, а также обладающий необходимыми знаниями. Ещё один важный для организатора конкурса критерий - финансовые возможности участников. Чем сложнее задание, тем больших денежных вливаний оно обычно требует для осуществления; предоставлять их на этапе исполнения работ организатор тендера, по крайней мере в полном объёме, не будет - а значит, сам исполнитель должен обладать необходимым запасом средств. Как и во всех предыдущих случаях, при проведении честного открытого тендера выиграет тот его участник, который согласится выполнить работу на должном технологическом уровне и по наиболее привлекательной для заказчика цене.
  2. Двухэтапный конкурс . Проводится тогда, когда организатору сложно сразу определиться с техническим заданием или входными условиями. Обычно в этом случае на первой (отборочной) стадии он отбирает самые привлекательные из предложенных соискателями варианты осуществления работ, а уже на второй выбирает единственного исполнителя, чьи условия представляются ему оптимальными.
  3. Аукцион . Тендер в такой форме устраивается тогда, когда определяющим для организатора параметром является стоимость проведения работ (или закупки товара). Всё просто: побеждает участник с самым выгодным предложением. Отличительная особенность тендера-аукциона - возможность для каждого участника менять предлагаемые им условия прямо во время проведения мероприятия, пытаясь таким образом обогнать конкурентов.
  4. Запрос котировок (котировочных цен) . Как и в предыдущем случае, организатора такого тендера в первую очередь интересует цена вопроса: чем выгоднее для него предложение соискателя, тем с большей вероятностью (конечно, при соблюдении других условий) он отдаст ему предпочтение. Однако при запросе цен аукциона в прямом смысле не проводится: организатор просто сравнивает первые поступившие от участников тендера предложения и делает на их основании выбор, о котором и извещает победителя. Используя методику запроса котировок, можно, например, или найти идеального исполнителя повседневной домашней работы.
  5. Запрос предложений . Здесь, как и при запросе цен, организатор собирает предложения потенциальных исполнителей, отражающие уже не только стоимость проведения работ, но и его технологические или организационные параметры. Основное преимущество этого и предыдущего варианта организации тендера - возможность для заказчика максимально быстро получить предложения и, обработав их, принять окончательное решение. Кроме того, запрос предложений - идеальный вариант изучения рынка с целью дальнейшей самостоятельной экспансии в ту или иную его сферу.
  6. Конкурентные переговоры . Наиболее прозрачный и свободный способ организации тендера, особенно выгодный для заказчика, не испытывающего нужды в срочном исполнении работ. На переговорах, участвовать в которых может, как обычно, каждое лицо, соответствующее выдвинутым требованиям, можно спокойно обсудить все детали проекта, получить представление о возможностях и запросах всех исполнителей и выбрать самого перспективного из них.
  7. Конкурс с ограниченным участием . Как следует из названия, тендер этого вида устраивается так же, как обычный конкурс (когда есть необходимость выполнить сложное с технической или организационной точки зрения задание), но стать его участниками могут только лица из заранее заготовленного списка. С экономической точки зрения такая форма организации, мягко говоря, бесперспективна; её есть смысл использовать только тогда, когда необходимо обеспечить сохранность государственной или коммерческой тайны. Соответственно, техническое задание не обнародуется или представляется широкой публике, если это необходимо для отчётности, в урезанном виде; лица же, намеревающиеся участвовать в тендере, в обязательном порядке подписывают соглашение о неразглашении тайны.
  8. Запрос на оферты . В этом случае, наоборот, тендер проходит донельзя открыто: свои условия в публичной форме предлагают сами исполнители, а организатор обрабатывает их и выбирает лучшие. Недостаток такого варианта организации тендера - сложность отслеживания предложений и структурирования полученных данных. Заявок от потенциальных исполнителей может быть сколь угодно много, и в какой-то момент организатор может просто потерять возможность ознакомиться с каждой из них - и, следовательно, пропустить действительно выгодный вариант.

По юридическому оформлению процесса тендеры классифицируются на:

  1. Государственные закупки . Как уже упоминалось, наиболее прибыльный для предпринимателя вариант, позволяющий в кратчайшие сроки получить огромный доход. Проведение госзакупок регулируется Федеральным законом №44-ФЗ «О контрактной системе…» от 5 апреля 2013 года. Организатором тендера может выступать орган государственной власти или государственное учреждение. Закон строго регламентирует порядок проведения конкурса — от разработки условий участия до отбора претендентов на роль исполнителя. Кроме того, все действия организатора в данном случае подотчётны: он не может по собственному желанию изменять установленные правила, расширять список приобретаемых материальных ценностей и услуг (к примеру, нельзя заказывать товары определённых марок и производителей).
  2. Закупки определёнными юридическими лицами . К ним относятся государственные компании, корпорации, организации-монополисты, унитарные предприятия федерального и муниципального уровня, автономные учреждения и некоторые другие юрлица. Проведение тендера регулируется Федеральным законом №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг…» от 18 июля 2011 года. В этом случае заказчик уже может самостоятельно устанавливать условия конкурса и определять форму его проведения (законом предусмотрены два варианта — аукцион и конкурс, но запрета на расширение списка в настоящее время не существует).
  3. Коммерческие конкурсы . Из названия понятно, что организаторами таких тендеров выступают другие структуры, не входящие во вторую категорию. Правила проведения тендера, требования к лицам, желающим в них участвовать, алгоритм определения победителя и другие тонкости тендера в данном случае определяет сам заказчик, без участия (по крайней мере, официального) государственных структур. Кроме того, организатор коммерческого тендера имеет право не размещать в единой информационной системе объявление о подготовке к проведению мероприятия. С одной стороны, это не слишком хорошо: часть перспективных исполнителей может просто не узнать о готовящемся конкурсе; с другой стороны, чем меньше у заказчика прописанных на законодательном уровне обязанностей, тем проще ему действовать в условиях рыночной экономики. Отдельного нормативного документа, регламентирующего проведение такого тендера, в настоящее время не существует, однако в процессе организатор должен руководствоваться действующими нормами гражданского права - в частности, положениями Гражданского кодекса и Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Существуют и другие варианты классификации тендеров, менее распространённые и не представляющие практического интереса. Бизнесмену, желающему участвовать в конкурсе, для того, чтобы составить представление об особенностях проведения мероприятия, вполне достаточно будет приведённых выше сведений.

Что нужно для участия в тендерах?

Физическому или юридическому лицу, намеревающемуся участвовать в тендере, следует заранее подготовиться к процессу. Нельзя просто объявить в последний момент о своём желании, рассчитывая при этом на положительный ответ организаторов мероприятия - конечно, если речь не идёт о совсем неприбыльном проекте, заказчикам которого просто не удалось найти других исполнителей.

Подготовка к участию в тендере сводится к нескольким этапам:

  1. Прежде всего будущий участник (и, возможно, победитель) узнаёт из любого доступного ему источника информации о подготовке к проведению тендера и о дате его начала.
  2. Далее, если в том же источнике отсутствует более подробная информация, соискателю необходимо связаться с организаторами или их представителями, чтобы уточнить правила участия: список документов, требования к исполнителя, особенности отбора участников и критерии выбора победителя.
  3. Теперь, если условия тендера подходят, лицо, изъявившее желание в нём участвовать, должно подготовить список документов. Он составляется, как было упомянуто, самим заказчиком (если только это не госзакупки, проведение которых регламентирует соответствующий федеральный закон) и поэтому не может быть приведён с абсолютной точностью. Тем не менее существует общий список обязательных к предоставлению бумаг; в него входят:
    • заявка на участие в тендере - составляется в свободной или разработанной организатором форме;
    • сведения о себе: участие в предыдущих проектах, финансовые и технологические возможности;
    • нотариально заверенная копия идентификационного номера налогоплательщика (ИНН);
    • свидетельство о регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица;
    • справка об отсутствии претензий со стороны Федеральной налоговой службы;
    • сведения о финансовом состоянии предприятия за последний отчётный период (квартал, полугодие, год);
    • опись документов в пакете.

Как участвовать в тендерах?

Участие в тендере не столь сложно, как кажется неподготовленному предпринимателю, не имеющему опыта. Ниже будет приведена пошаговая инструкция, позволяющая получить представление о каждом этапе мероприятия.

Порядок действий лица, желающего участвовать в тендере:

  1. После сбора пакета документов и получения от организатора приглашения непременно нужно подтвердить своё согласие - без обратной связи заказчик может решить, что его предложение исполнителю больше не интересно, и вычеркнуть его из списка.
  2. Далее следует ознакомиться с условиями проведения мероприятия и дать своё письменное согласие следовать им до завершения тендера - а также, если дело касается государственной или коммерческой тайны, подписку о неразглашении.
  3. Дождаться начала тендера. До этого времени соискатель всё ещё может отозвать свою заявку, не боясь, что заказчик потребует с него неустойки.
  4. Важнейший этап проведения тендера - рассмотрение заявок всех участников. Подателю заявки необходимо быть готовым ответить на все возникающие у организатора вопросы; для этого логично будет оставить все возможные контактные данные — от рабочего и личного номера и адреса электронной почты до аккаунта в социальных сетях или мессенджерах. Чем более потенциальный победитель открыт к диалогу, тем выше его шансы на успех.
  5. После ознакомления с заявками организатор тендера определяет победителя - лицо, условия и возможности которого наилучшим образом подходят для исполнения технического задания. Теперь победитель может, получив извещение и ещё раз ознакомившись с условиями заказчика, согласиться с ними и приступить к работам или отказаться от заказа; в последнем случае ему, вероятно, придётся уплатить неустойку.

Совет : все документы, как необходимые для первичной регистрации, так и затребованные организатором в дальнейшем, обязаны быть оформлены должным образом. Допустивший оплошность или намеренно пренебрегший условиями участия в проекте соискатель рискует быть исключённым из участия в тендере - а значит, упустить выгоду, впустую потратив время на подготовку бумаг.

Подводим итоги

Тендеры бывают разных видов: открытые и закрытые; конкурсы, аукционы, запросы офертных предложений, запросы котировок и условий; государственные, полугосударственные и коммерческие; на бумаге и в электронном виде. Участвовать в них могут, в зависимости от условий, все подходящие под требования заказчика лица или только включённые в предварительно составленный список.

Для того чтобы принять участие в тендере, следует подать заявку в свободной или обозначенной организатором форме, сопроводив её другими документами, список которых определяется заказчиком. Далее соискателю следует дождаться одобрения заявки, дать письменное согласие на участие, при необходимости подписать соглашение о неразглашении государственной или коммерческой тайны и ждать окончательного решения. Если оно будет в его пользу, победитель тендера может приступать к началу работ; в противном случае ему остаётся, получив соответствующее уведомление, попробовать поучаствовать в новом конкурсе - и так до тех пор, пока попытки не увенчаются успехом.