В опубликованном отчёте АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» за 2016 год говорится, что в прошлом году были заложены четыре корвета: два патрульных корабля проекта 22160 и два малых ракетных корабля проекта 22800 «Каракурт».

3 августа 2016 года руководство предприятия сообщило о поступившем от Минобороны России заказе пяти МРК проекта 22800. Как отмечается в блоге Центра анализа, стратегий и технологий (ЦАСТ), после этой новости официальной информации о ходе исполнения госзаказа не появлялось.

Из отчёта следует, что расположенное в Татарстане предприятие уже строит как минимум два корвета проекта 22800 из пяти. Вероятно, речь идёт о кораблях «Муссон» и «Пассат». Учитывая, что контракт с Минобороны подписан почти год назад, ещё три «Каракурта» («Бриз», «Торнадо», «Смерч») должны быть заложены в течение 2017-го.

Пять МРК проекта 22800 будут построены на Зеленодольском заводе впервые. Реализация проекта началась на петербургском судостроительном заводе «Пелла» и феодосийском ССЗ «Море». Ленинградские и крымские корабелы строят шесть «Каракуртов». Контракт на один МРК был заключён с керченским ССЗ «Залив».

АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» специализируется на производстве военных и гражданских судов. Продукция предприятия предназначена для использования в Чёрном, Каспийском, Балтийском и Белом морях, а также на крупных реках.

  • Строящийся для ВМФ России головной патрульный корабль проекта 22160 «Василий Быков» (заводской номер 161)
  • АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького»

Завод был основан в 1895 году как судоремонтная мастерская. С 1934 года зеленодольские корабелы стали выпускать боевые корабли небольшого водоизмещения.

По состоянию на 2016 год в рамках гособоронзаказа зеленодольское предприятие осуществляло строительство 12 боевых кораблей (трёх МРК, двух пограничных сторожевых и трёх патрульных кораблей, двух кабельных судов и двух противодиверсионных катеров).

Из рода чёрных вдов

На проект 22800 Минобороны России возлагает большие надежды.

Новейшие корабли должны стать грозным оружием, которое будет нести боевую вахту, прежде всего, на Чёрном и Средиземном морях. Неслучайно проект получил название «Каракут» — вид пауков из рода чёрных вдов, чей укус может оказаться смертельным для животных и людей.

У МРК достаточно скромные габариты. Водоизмещение составляет 800 тонн, длина — 60 м, ширина — 10 м, осадка — 4 м. Корабль будет способен идти на 30 узлах (около 55 км/ч) и отдаляться от баз на 2,5—3 тыс. морских миль (4,6—5,6 тыс. км). Автономность плавания оценивается в 15 суток.

Главное отличие «Каракурта» от других кораблей подобного класса заключается в повышенной мореходности — способности безопасно совершать плавание при любом состоянии моря вне зависимости от погодных условий.

«Каракурт» должен превратиться в полноценную боевую единицу на морских просторах. Благодаря комплексу «Калибр-НК» его предшественники также обладают сокрушительной ударной мощью, но чувствуют себя комфортно только вблизи морских баз.

Предполагается, что «Каракурт» заменит в Средиземном море ракетно-артиллерийские корабли ближней морской зоны проекта 21631 «Буян-М», которые также строит Зеленодольский завод. На данный момент предприятие уже сдало ВМФ пять кораблей, ещё столько же находится в процессе постройки, по двум подписан контракт.

Боевое применение «Буянов» в сирийской операции эксперты оценили как успешное. 7 октября 2015 года МРК Каспийской флотилии «Углич», «Град Свияжск» и «Великий Устюг» провели пуск крылатых ракет «Калибр» по объектам террористической группировки «Исламское государство»*. Цели, которые располагались на расстоянии 1,5 тыс. км, были поражены.

  • Малый ракетный корабль проекта 21631 (шифр «Буян-М»)
  • Wikimedia Commons

Однако два похода «Буянов» в Средиземное море, которые состоялись в 2016 году, продемонстрировали недостаточные мореходные качества проекта 21631. В связи с этим в октябре 2016 года МРК «Серпухов» и «Зелёный Дол» были переведены из состава Черноморского флота в Балтийский.

Под «Панцирем» и с «Калибром»

Широкая публика впервые узнала о проекте 22800 летом 2015 года. Макет корабля был представлен на международном форуме «Армия-2015» в подмосковной Кубинке. Разработчиком «Каракута» является АО «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург).

Первые два корабля, получившие названия «Ураган» и «Тайфун», были заложены в декабре 2015 года на петербургском судостроительном заводе «Пелла». В июле и декабре 2016 года ССЗ заложил ещё два МРК («Шквал» и «Буря»). С мая 2016 года и марта 2017-го ССЗ «Море» строит «Шторм» и «Охотск».

Согласно текущим планам первый корабль проекта 22800 («Ураган») будет передан ВМФ в декабре 2017 года, остальные корабли пополнят российский флот в 2018—2020 годах. Ориентировочно до 2022 года в строй должны вступить 18 МРК. Сегодня в стадии постройки находятся как минимум восемь «Каракуртов», по четырём заключён контракт.

Как и «Буяны», «Каракурты» будут вооружены ракетным комплексом «Калибр», который способен поражать цели на расстоянии до 2,5 тыс. км. Противокорабельную оборону обеспечивает комплекс П-800 «Оникс», оснащённый сверхзвуковыми ракетами.

Главным новшеством вооружения «Каракурта» станет противовоздушный комплекс «Панцирь-М», который был продемонстрирован на Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге. Разработчиком этого средства ПВО ближней зоны является тульское КБ приборостроения.

Проходящий сейчас государственные испытания «Панцирь-М» предназначен для поражения воздушных целей на расстоянии от нескольких десятков метров до 20 км. В боевом модуле собраны скоростные ракеты с радиокомандным наведением и два шестиствольных автомата калибра 30 мм.

Кроме того, геометрические формы и использование в конструкции радиопоглощающих материалов должны сделать «Каракурт» практически незаметным для радаров противника. При этом корабль будет оснащён современным радиолокационным и навигационным оборудованием.

Универсальное оружие

Основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев в комментарии RT заявил, что «Каракурт» и проекты других МРК класса «река — море» направлены на реализацию нескольких важнейших для обороноспособности России задач.

«Развитие сравнительно небольших, но мощных ударных платформ позволяет России достаточно эффективно противодействовать НАТО. При этом речь идёт не только о западном флоте. Малые ракетные корабли ВМФ способны поражать почти все морские и сухопутные объекты в Европе», — отметил Корнев.

  • Швартовая команда на борту малого ракетного корабля (МРК)
  • РИА Новости

Эксперт напомнил, что Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности (ДРСМД) предусматривает запрет на производство и использование баллистических и крылатых ракет наземного базирования. На морские вооружения ограничения не распространяются. Таким образом, вооружённые «Калибрами» МРК позволяют сдерживать превосходящие западные ВМС.

«Преимущество малых корветов заключается в большей мобильности. Они могут перемещаться и наносить удары как с рек, так и из акваторий морей. К тому же МРК могут строить не очень крупные ССЗ, это не требует значительных бюджетных расходов», — сказал Корнев.

«У ВМС США со времён холодной войны осталась масса «Томагавков». При этом на вооружении кораблей ВМФ советской постройки преобладают противокорабельные ракеты. Комплекс «Калибр», установленный на МРК, является универсальным. Именно такое оружие сейчас необходимо российскому флоту», — резюмировал эксперт.

* «Исламское государство» (ИГ) — террористическая группировка, запрещённая на территории России.

Текущая программа кораблестроения для военно-морского флота России пока не предусматривает создание и передачу крупных боевых кораблей, способных нести выдающееся количество вооружения и работать в океанской зоне. Пока приоритетной задачей является строительство иных боевых единиц, таких как малые ракетные корабли. Однако, несмотря на свои скромные размеры и водоизмещение, новые отечественные корабли вполне способны решать весьма сложные задачи. Одной из основ подобной корабельной группировки в будущем станут новые малые ракетные корабли проекта 22800 «Каракурт».

Согласно официальным данным, корабли типа «Каракурт» относятся к третьему рангу и предназначаются для ведения боевых действий в ближней морской зоне. При помощи имеющегося ракетного и артиллерийского вооружения такие МРК должны атаковать надводные, воздушные или береговые цели. Ранее неоднократно отмечалось, что проект 22800 имеет значительное сходство с более старым проектом 21631 «Буян-М», однако отличается улучшенными мореходными характеристиками. В отличие от «Буянов», новые «Каракурты» смогут работать не только на реках и мелководных морях.

Проект 22800 был создан Центральным морским конструкторским бюро «Алмаз» (г. Санкт-Петербург) по заказу российского министерства обороны. Проектные работы велись в первой половине текущего десятилетия. Первая официальная демонстрация облика будущих «Каракуртов» состоялась на международном военно-техническом форуме «Армия-2015». Любопытно, что от первого показа материалов проекта до начала строительства кораблей прошло всего несколько месяцев.

Закладка первых двух «Каракуртов» состоялась в конце декабря 2015 года. Заказ на их строительство получил ленинградский судостроительный завод «Пелла». В общей сложности на этом предприятии планируется построить 7 кораблей нового типа, причем 3 единицы сойдут со стапеля завода «Море» в Феодосии, переданного под управление «Пеллы». Еще пять кораблей должен сдать Зеленодольский судостроительный завод им. Горького; он начал работы по своим заказам в 2016 году. Также упоминалась возможность заказа шести кораблей Амурскому судостроительному заводу.

Летом и осенью прошлого года завод «Пелла» спустил на воду первые два корабля проекта 22800 – «Ураган» и «Тайфун». В начале мая состоялся спуск третьего. По известным данным, два первых корабля уже проходят необходимые испытания. Передача двух единиц военно-морскому флоту запланирована на этот год. Следующие два «Каракурта» начнут службу в следующем году. В 2020-м флаг поднимут сразу на нескольких кораблях. Последние из запланированных МРК будут заложены в 2019-2020 годах, и их строительство завершится в течение 3-4 следующих лет.

Корабли проекта «Каракурт» не отличаются большими габаритами и водоизмещением. Их длина составляет лишь 67 м при ширине 11 м и осадке 4 м. Водоизмещение – 800 т. При помощи дизель-электрической энергетической установки они смогут развивать скорость до 30 узлов и показывать дальность плавания на уровне 2500 миль.

Несмотря на небольшие размеры, МРК проекта 22800 должны нести серьезный набор оборудования и вооружения. Так, основным средством слежения за обстановкой и обнаружения целей является радиолокационный комплекс «Минерал-М», включающий активные и пассивные средства наблюдения. С помощью такого комплекса «Каракурт» сможет находить крупные надводные цели на дистанциях порядка 250 км. Максимальная дальность пассивной локации, в зависимости от разных факторов, – до 400-450 км. Станции могут сопровождать десятки целей и обмениваться данными с другими кораблями.

Проект предусматривает наличие вооружения для противовоздушной обороны. Первые два корабля серии для таких целей несут пару установок АК-630М и переносные зенитные ракетные комплексы. Все последующие корабли предлагается комплектовать модулями «Панцирь-М» с 30-мм пушками и ракетами. Строящиеся «Каракурты» получают универсальную артиллерийскую установку АК-176МА с орудием калибра 76 мм.

Основным ударным средством кораблей проекта 22800 являются ракеты нескольких типов. В кормовой части надстройки, поперек диаметральной плоскости, находится универсальная вертикальная пусковая установка 3С14 с восемью ячейками для транспортно-пусковых контейнеров с ракетами. Заявлена возможность использования крылатых ракет комплекса «Калибр-НК» и противокорабельных «Оникс». Состав боекомплекта и тип применяемых ракет определяются в соответствии с поставленными боевыми задачами.

Именно ракетное вооружение дает новым отечественным кораблям высокие боевые характеристики и примечательный потенциал. С его помощью МРК проекта 22800 смогут бороться с надводными, сухопутными или подводными целями, для чего могут применяться ракеты разных типов с отличающимися характеристиками и боевым оснащением. При этом, как следует из известных данных, обеспечивается возможность поражения целей на дистанциях в сотни километров.

При обнаружении надводного корабля противника «Каракурт» может использовать ракету «Оникс» либо изделия семейства 3М-54. ПКР типа «Оникс» оснащается комбинированной системой наведения на основе инерциальной навигации и активно-пассивной радиолокационной головки самонаведения. В заданный район она выходит по данным навигации, после чего самостоятельно должна искать цель. Имеется возможность выбора траектории полета. При высотной траектории максимальная дальность пуска достигает 450-500 км. На иных режимах радиус действия заметным образом сокращается. К цели доставляется боевая часть массой 300 кг, достаточная для нанесения самых серьезных повреждений даже крупным кораблям.

В семействе ракет «Калибр» тоже присутствует противокорабельное . Крылатая ракета этой линейки способна пролететь более 300 км, самостоятельно найти надводную цель и поразить ее при помощи боевой части массой не менее 200 кг. По разным данным, противокорабельные «Калибры» могут иметь дальность вплоть до 450-500 км. Основное отличие «Калибров» от «Оникса» – иные скорости полета. Эти ПКР на большей части траектории поддерживают дозвуковую скорость, тогда как «Оникс» сразу выходит на сверхзвук.

Важнейшим преимуществом комплекса «Калибр-НК» является наличие крылатых ракет 3М-14, предназначенных для атаки наземных целей с заранее известными координатами. Это оружие уже использовалось в реальных операциях и наглядно продемонстрировало возможность уничтожения объектов на дальностях более 1500 км. Более того, в некоторых источниках упоминается дальность стрельбы порядка 2-2,5 тыс. км. Таким образом, при наличии необходимого целеуказания корабль типа «Каракурт» или иной носитель «Калибров» способен держать под контролем весьма крупный район суши.

Согласно ранее оглашенным данным, серийные МРК проекта 22800 будут передаваться всем основным объединениям флота. Они будут служить в составе Северного, Тихоокеанского, Балтийского и Черноморского флотов. Совсем не трудно представить, какое влияние на военно-политическую обстановку в регионах могут оказать новые корабли с ракетами выдающейся дальности. Они смогут прикрыть от возможного нападения значительные участки побережья, а кроме того, «возьмут на прицел» крупные сухопутные территории с множеством военных и административных объектов.

Не покидая своих баз на Кольском полуострове, малые ракетные корабли Северного флота в теории способны защитить от надводных объектов все ближайшее побережье, а также значительную часть Баренцева моря и все Белое море. В зоне ответственности ракет 3М-14 в таком случае оказываются Скандинавия, Восточная и Центральная Европа, а также часть Британских островов.

С помощью «Калибров» и «Ониксов» моряки-балтийцы смогут защитить Финский залив и перекрыть существенную часть Балтийского моря. Также возможен контроль территорий вплоть до Западной Европы, Балкан и Малой Азии. Зона ответственности Балтийского флота частично совпадает с районом возможной работы Северного флота.

Находясь в Севастополе, «Каракурты» Черноморского флота могут использовать ПКР по целям во всех ближайших акваториях. При этом их «Калибры» способны достать объекты в Западной Европе, Северной Африке, на Ближнем Востоке и в Центральной Азии. Следует отметить, что схожий регион перекрывают и ракеты Каспийской флотилии, где служат корабли типа «Буян-М».

МРК Тихоокеанского флота, базируясь во Владивостоке, могут применять противокорабельное оружие по целям в Японском море и Восточно-Корейском заливе. Дальность ракет «вода-земля» при этом позволяет контролировать район от центральной Монголии до Камчатки, включая все Японские острова и значительную часть Китая.

Следует отметить, что полученные районы ответственности относятся только к кораблям, находящимся на основных базах флотов или рядом с ними. Новые корабли проекта 22800 способны действовать в ближней морской зоне, и потому фактическая точка пуска ракет может находиться где угодно и на значительном удалении от базы. Таким образом, фактические зоны ответственности новых кораблей способны находиться где угодно и перекрывать почти любую часть Мирового океана или суши, пусть даже и с определенными ограничениями.

Нельзя не признать, что новые российские «Каракурты» не являются безупречными. В первую очередь, недостатком можно считать небольшие размеры боекомплекта ракетного комплекса. Один МРК этого типа несет всего восемь ракет «Калибр» или «Оникс». Таким образом, для выполнения массированного ракетного удара может понадобиться совместная работа нескольких кораблей, что может затруднять подготовку к операции и ее проведение. Впрочем, малый боекомплект прямо связан с габаритами кораблей и меньшей сложностью их строительства.

Согласно текущим планам, не позднее середины двадцатых годов российский ВМФ будет располагать 18 кораблями проекта 22800 «Каракурт», которые будут распределены между четырьмя основными структурами. Таким образом, флот получит достаточно крупную группировку ударных кораблей с весьма мощным вооружением. Страна, в свою очередь, при этом получает удобный и гибкий инструмент проекции силы в разных регионах. Важно, что такой инструмент удастся создать в минимальное время и при разумных тратах – вся программа строительства 18 кораблей должна занять не более 8-9 лет.

В настоящее время осуществляется постепенная модернизация флота и военного кораблестроения. Осуществляется обновление производственных мощностей разных предприятий, что позволяет строить новые корабли разных классов и типов. Пока военное ведомство лишь составляет планы на будущие проекты надводных кораблей первого ранга, но менее крупные и мощные боевые единицы уже строятся, передаются заказчику и включаются в состав ВМФ. Все это закономерно приводит к росту боевого потенциала надводных сил и общей обороноспособности страны.

Очевидно, что новые корабли второго и третьего ранга, такие как МРК проекта 22800, и в теории, и на практике по своим возможностям уступают более крупным боевым единицам, например перспективному эсминцу «Лидер». Однако они отличаются сравнительной дешевизной, простотой и быстротой строительства. Первый «Каракурт» был заложен в конце 2015 года, и уже скоро поступит на службу. К тому времени, как головной «Лидер» сможет начать свою службу, в составе ВМФ будут присутствовать почти все заказанные корабли проекта 22800.

При всех достижениях и успехах, российское министерство обороны, военно-морской флот и судостроительная промышленность по-прежнему сталкиваются с разного рода трудностями. В текущих условиях не всегда получается сделать все желаемое, и потому приходится искать альтернативные пути. Одним из выходов из текущей ситуации, позволяющим обновить флот и повысить его потенциал в условиях известных ограничениях, является строительство большого количества малых ракетных кораблей с развитым вооружением. Эти идеи, в первую очередь, реализуются при помощи проектов 21631 «Буян-М» и 22800 «Каракурт».

К настоящему времени российская судостроительная промышленность успела спустить на воду три корабля типа «Каракурт» из 18 запланированных к постройке. Первые два в этом году пройдут все испытания и отправятся служить на Балтийское море. Еще 15 кораблей будут переданы заказчику, начиная со следующего года. К середине двадцатых годов четыре флота ВМФ России смогут сформировать полноценные группировки малых ракетных кораблей с современным вооружением.

Строительство больших и мощных кораблей с ракетным и артиллерийским оружием все еще относится к отдаленному будущему, но военно-морской флот не может ждать. По этой причине строятся другие боевые единицы, так же имеющие весьма примечательные возможности. Несмотря на скромные размеры и небольшое водоизмещение, они могут быть серьезным ударным средством и эффективным инструментом международной политики. А большое количество таких кораблей обязательно перейдет в качество.

По материалам сайтов:
http://ria.ru/
http://tass.ru/
http://nvo.ng.ru/
http://pellaship.ru/
http://npomash.ru/

Проект "Каракурт" – это новая серия небольших кораблей. Водоизмещение – 800 тонн, длина около 60 метров, а максимальная скорость более 30 узлов, то есть примерно 55 километров в час. Но скромные размеры компенсирует внушительное вооружение.

На корабли планируют ставить ракетные комплексы "Калибр". Они использовались во время военного конфликта в Сирии, и успели зарекомендовать себя как мощное и точное оружие. Кроме того, "Каракурты" получат современные артиллерийские установки АК-176МА и системы противовоздушной обороны.

76-миллиметровые автоматические корабельные артиллерийские установки - это универсальное оружие, способное бороться с широкой номенклатурой целей. Они способны поражать не только вражеские корабли, но и воздушные цели, в том числе и беспилотники. Также с высокой эффективностью пушки можно использовать для обстрела берега, в том числе и целей, расположенных на значительном удалении от береговой черты. По сравнению с предыдущими модификациями, у АК-176МА более чем в 2 раза повышена точность наведения приводов, в два раза повышена кучность стрельбы, значительно выросла скорость наведения, а масса артиллерийской установки снижена и составляет менее 9 тонн.

Благодаря принятию на вооружение орудия АК-176МА российский флот получит преимущество над кораблями стран НАТО, оснащенными итальянскими пушками Oto Melara .

ВМФ России принял решение оснастить все малые ракетные корабли и катера сверхскорострельной 76-миллиметровой автоматической пушкой АК-176МА, уникальная точность которой благодаря цифровому управлению и всепогодной оптико-электронной системе не уступает снайперской винтовке. Примечательно, что в зависимости от типа корабля новейшее изделие, разработанное в КБ «Арсенал»*, может размещаться как в обычной шарообразной, так и в стелс-башне, которая за счет своих угловатых форм незаметна для радаров противника.

Строительство военной гавани в Новороссийске >>

Принципиальное решение об определении новейшей АК-176МА в качестве основного артиллерийского вооружения всех кораблей прибрежной зоны, малых ракетных кораблей (МРК) и ракетных катеров (РК) было принято летом нынешнего года. Ожидают до конца года завершения испытаний АК-176МА, после чего решение будет оформлено документально и подписано всеми заинтересованными сторонами. В настоящее время артиллерийская установка уже вошла в состав вооружения МРК проекта 22800 «Каракурт», а также РК проекта 1241.

АК-176МА является развитием семейства корабельных скорострельных пушек АК-176, первая из которых была принята на вооружение еще в 1979 году. При весе в 10 тонн новейшая артиллерийская установка способна за одну минуту выпускать по цели, находящейся на расстоянии 15 км, не менее 150 артиллерийских снарядов. Главное отличие АК-176МА от своих предшественниц - это система цифрового управления, а также новейшая оптико-электронная станция «Сфера-2», позволяющая обнаруживать цели на дальности в десятки километров днем и ночью, в сильный дождь и даже шторм.

Приводы горизонтального и вертикального наведения АК-176МА, которые вращают вправо и влево башню, а также поднимают вверх и вниз само орудие, оснащены цифровой системой передачи информации , благодаря которой артиллерийская установка, получив команду оператора или бортовой информационной системы корабля, перемещается с очень высокой точностью.

Убийца авианосцев >>

Сочетание высоких баллистических характеристик новейшей корабельной пушки и электронной системы управления обеспечивает АК-176МА полное превосходство над ближайшим конкурентом - 76-миллиметровой артиллерийской установкой итальянской фирмы Oto Melara.

Созданная в конце 60-х годов универсальная артиллерийская установка 76/62 принята на вооружение практически всеми крупными зарубежными флотами, включая и ВМС США , где ей присвоено обозначение Mk 75. Исключение составляют лишь ВМС Франции, Великобритании и Швеции, где используются артиллерийские установки собственной разработки.

Установка предназначена для поражения быстроходных надводных кораблей малого водоизмещения и катеров, нанесения огневых ударов по береговым сооружениям и борьбы с противокорабельными ракетами, маневрирующими на конечном участке траектории. При маневрировании ракеты ЭВМ системы управления стрельбой вычисляет новое упрежденное место встречи, команда на корректировку траектории снаряда передается по радиоканалу и отрабатывается с помощью шести пороховых двигателей, расположенных вблизи центра тяжести снаряда. Скорость вращения снаряда благодаря раскрывающемуся хвостовому стабилизатору уменьшена до 200 об/мин, а траектория его полета может быть изменена на 15°. Снаряд весом 6,66 кг начинен 500 г взрывчатого вещества и 1100 г вольфрамовых кубиков, которые при подрыве заряда взрывчатого вещества контактным взрывателем надежно поражают крылатую ракету .

«Корабль-невидимка» российского флота: на что способен фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков» >>

АК-176МА выпускается в модульном исполнении и включает кроме модуля собственно артустановки, также выполненные в виде модулей, главный распределительный щит и пульт дистанционного управления. Модуль артиллерийской установки состоит из надпалубной и подпалубной частей. Станок и люлька изготовлены из легкого антикоррозийного алюминиевого сплава. В механизмах вертикальной и горизонтальной наводки используются электродвигатели с высокой удельной мощностью и очень малой инерцией.

В настоящее время АК-176МА проходит испытание на борту пограничного сторожевика 1-го ранга «Полярная звезда», головного корабля проекта 22100 «Океан», который должен быть передан погрануправлению до конца текущего года.

Проведенные стрельбы показали полное соответствие характеристик новейшей артиллерийской установки указанным в тактико-техническом задании. На «Полярной звезде» и ее «систершипах» (серийных кораблях одного проекта) будут стоять АК-176МА в классических куполообразных башенных установках, так как радиолокационная незаметность для таких кораблей не так важна. В то же время на малых ракетных кораблях проекта 22800 АК-176МА будет исполнена в специальной стелс-башне с большим количеством углов, необходимых для отражения электромагнитных волн.

Малый ракетный корабль Черноморского флота «Серпухов» сменит «Зеленый Дол» >>

Радиолокационные волны отражаются в первую очередь от надстройки корабля и артиллерийских установок, которые из-за своей формы и большей концентрации метала в конструкции зачастую при облучении вражеской РЛС служат главным демаскирующим признаком. Поэтому стелс-башня АК-176МА гарантированно защитит корабли от обнаружения радиолокационными средствами противника.

P .S . 17 марта 2017 года на судостроительном заводе "Море" в Феодосии прошла церемония закладки нового малого ракетного корабля "Охотск". Это уже второй МРК проекта 22800 "Каракурт". Производство первого, под именем "Шторм", стартовало на полуострове в мае 2016 года, а третий собираются заложить в конце 2017.

Технологический цикл строительства - порядка 32 месяцев. Поэтому сдавать корабли будут в период с 2018 по 2020 годы. Всего Военно-морскому флоту России передадут восемнадцать "Каракуртов". Три из них построят в Крыму, пять в Татарстане, на Зеленодольском судостроительном заводе, а остальные в Ленинградской области, на предприятии "Пелла" .

* Конструкторское бюро «Арсенал» (г. Санкт-Петербург) более 60 лет специализируется на разработке артиллерийских установок (АУ) различных калибров и корабельных ракетных пусковых установок. В течение 1949-1980 гг. КБ «Арсенал» разработало для вновь строившихся, а также проходивших модернизацию боевых надводных кораблей более 12 типов полуавтоматических и автоматических зенитных и универсальных АУ калибра 45, 57, 76, 100 и 130 мм. Практически все корабли ВМФ РФ водоизмещением более 600 тонн вооружены АУ, разработанными конструкторским бюро «Арсенал».

Головной малый ракетный корабль проекта 22800 «Ураган» вышел на заводские ходовые испытания May 18th, 2018

Как сообщают из Санкт-Петербурга, 17 мая 2018 года был отправлен на заводские ходовые испытания (ЗХИ) головной малый ракетный корабль «Ураган» (заводской номер 251) проекта 22800 (шифр "Каракурт"), построенный на АО "Ленинградский судостроительный завод "Пелла" (Отрадное, Ленинградская область). Корабль буксирами был отведен с завода по Неве на Ладожское озеро, в акватории которого и будет проходить ЗХИ. Государственные испытания малого ракетного корабля (МРК) «Ураган» будут проводиться в Балтийском море.


Проект 22800 разработан АО «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург) и должен фактически сменить в строительстве для ВМФ России МРК проекта 21631 (шифр "Буян-М") разработки АО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро» (строительство последних ограничено 12 единицами). Известно, что ВМФ России планируют иметь не менее 18 МРК проекта 22800. Строительство первых семи МРК проекта 22800 осуществляется заводом "Пелла" по полученному контракту в соответствии с распоряжением правительства Российской Федерации о получении этой компанией статуса единственного поставщика по данному проекту.

Церемония закладки для ВМФ России двух первых малых ракетных кораблей проекта 22800 «Ураган» (заводской номер 251) и "Тайфун" (заводской номер 252) на заводе "Пелла" 24 декабря 2015 года. Спуск на воду МРК «Ураган» был 29 июля 2017 года. Контрактным сроком сдачи «Урагана» был обозначен 2017 год, но, как сейчас очевидно, корабль войдет в состав ВМФ России только к концу 2018 года. МРК "Тайфун" был на воду 24 ноября 2017 года, и, возможно, будет сдан в контрактный срок к концу 2018 года. По имеющейся информации, два первых МРК войдут в состав Балтийского флота.

Третий МРК «Шквал» (заводской номер 253) был на заводе "Пелла" 29 июля 2016 года и на воду 5 мая 2018 года. 24 декабря 2016 года на заводе "Пелла" был четвертый МРК этого проекта "Буря" (заводской номер 257).

Поскольку завод "Пелла" выступает основным инвестором ФГУП "Судостроительный завод "Море" в Феодосии (Крым), и в ноябре 2016 года получил мощности последнего в аренду на срок до 31 декабря 2020 года, то соответственно, из семи МРК проекта 22800, заказанных "Пелле", три корабля должны быть построены на СЗ "Море" в тесной кооперации с "Пеллой", что привело к передаче постройки трех единиц в Феодосию. Первый МРК данного проекта "Шторм" (заводской номер 254) был в Феодосии 10 мая 2016 года, второй "Охотск" (заводской номер 255) - в Феодосии 17 марта 2017 года, и третий "Вихрь" (заводской номер 256) - был 19 декабря 2017 года. Строящиеся в Феодосии МРК получили строительные номера с 254 по 256 "в ряду" строительных номеров этого проекта на "Пелле".

5 августа 2016 года контракт Министерства обороны России на постройку для ВМФ еще пяти малых ракетных кораблей проекта 22800 АО "Зеленодольский завод имени А.М. Горького" (Зеленодольск). При этом Зеленодольский завод с конца 2014 года фактически получил под временное управление ООО "Судостроительный завод "Залив" в Керчи (Крым). По неофициальным сведениям, головной зеленодольский МРК проекта 22800, получивший название "Циклон" (заводской номер 801), был без особой огласки заложен на судостроительном заводе "Залив" в Керчи летом 2016 года. В настоящее время на заводе "Залив" уже ведется постройка двух следующих МРК проекта 22800 с заводскими номерами 802 (был также заложен в 2016 году) и 803.

5 мая 2018 года на церемонии спуска МРК «Шквал» заместитель Министра обороны России Юрий Борисов сообщил, что в 2019 году Министерство обороны планирует заключить контракт на шесть малых ракетных кораблей проекта 22800 для Тихоокеанского флота. Четыре из них будут построены на АО "Амурский судостроительный завод" (Комсомольск-на-Амуре) и два на АО "Восточная верфь" (Владивосток).




Головной малый ракетный корабль «Ураган» (заводской номер 251) проекта 22800 (шифр "Каракурт"), построенный на АО "Ленинградский судостроительный завод "Пелла", выводится по Неве на заводские ходовые испытания, которые будут проходить на Ладожском озере. 17.05.2018 (с) Curious / forums.airbase.ru




















Головной малый ракетный корабль «Ураган» (заводской номер 251) проекта 22800 (шифр "Каракурт"), построенный на АО "Ленинградский судостроительный завод "Пелла", выводится по Неве на заводские ходовые испытания, которые будут проходить на Ладожском озере. 17.05.2018 (с) Алексей Акентьев / [email protected] / vk.com/marinist.spb

Огневая мощь крейсера, скрытность подводной лодки, скорость эсминца и габариты корвета – так характеризуют российские корветы серии «Каракурт» западные СМИ.

Караул! Русские создают ударные корабли, которые вскоре полностью вытеснят флот НАТО из Балтийского и Чёрного моря, а в перспективе могут бросить вызов могуществу США и НАТО на всех морях.

Понятно, что сейчас в западных СМИ модно устраивать истерики по любому поводу. Особенно популярна «русская угроза». Однако, в случае с корветами серии «Каракурт» повод беспокоиться у НАТО есть. Речь не идёт о русской угрозе – это скорее грамотный ассиметричный ответ на действия и планы НАТО у российских берегов.

Малые ракетные корабли проекта 22800 (шифр «Каракурт»)

Корветы «Каракурт» — это малые многоцелевые ракетно-артиллерийские корабли (или малые корветы) для ведения боевых действий в ближней морской зоне и на больших реках (условно – класс «река – море»).

«Каракурты» — это творческое продолжение серии хорошо зарекомендовавших себя малых ракетный кораблей проекта 21631 «Буян-М».

Российский флот уже получил два таких корабля, а к 2020 году флоты России получат ещё восемнадцать таких малых корветов – свою эскадру «Чёрных вдов» (так классифицируют эти корабли в НАТО) получит каждый из флотов.

Что же так взволновало экспертов НАТО? Весь мир видел, как «работают» малые ракетные корабли серии «Буян-М» — предназначенные для охраны ближней морской зоны «Буяны», вдруг, нанесли удар из Каспийского моря по террористам в Сирии. Чем взбодрили не только сирийских террористов, но и их кураторов. В НАТО были вынуждены признать, что русские «Буяны» представляют реальную угрозу не только для бандитов в Сирии, но и для хорошо защищённых крупных кораблей западной коалиции.

Нужно сказать, что боевая эксплуатация кораблей серии «Буян» выявила и некоторые, можно сказать, недостатки:

  • у кораблей слабая система ПВО малой дальности, которая предполагает безопасную работу исключительно в зоне работы береговой системы «противовоздушного зонтика»;
  • в открытом океане «Буяны» чувствуют себя «не в своём море», поскольку предназначены для плавания по более спокойному Каспию и большим рекам;
  • небольшая автономность плавания (до 10 суток), чего для дальних походов явно не достаточно.

По этой причине и появились «Каракурты», как следующий этап развития серии малых ударных кораблей. При меньшем водоизмещении (до 800 тонн) эти корветы могут уходить в плавание на 15 суток. И ходить они могут не только по относительно спокойным внутренним морям, поскольку имеют приличную мореходность.

Небольшие габариты (65 метров длина и 10 метров ширина), использование технологии стелс делает «Каракурты» чрезвычайно сложными целями даже для современных высокоточных противокорабельных ракет кораблей НАТО.

От атак с воздуха корабли этой серии защищают комплексы «Панцирь-М» (это морской вариант комплекса с более мощным артиллерийским вооружением), которые могут поражать как самолёты, так и противокорабельные ракеты на дальности до 20 км.

Впечатляют «ударные возможности» «Каракуртов» — это восемь универсальных ПУ ЗС14, которые позволяют наносить удары как противокорабельными ракетами П-800 «Оникс», так и универсальными «Калибрами-НК». При такой оснастке «Каракурт» опасен как самым крупным кораблям (включая и авианосцы), так и наземным целям на дальности до 2 500 км.

Любой ракетный корабль выпустивший ракету мгновенно становится «видимым» для средств слежения и наблюдения противника, а самая эффективная защита от ответного удара – уйти из района атаки. «Каракурты» могут развивать скорость до 30 узлов (55,56 км/час), что позволяет достаточно быстро покинуть район пуска ракет.

Для «ближнего» боя в арсенале корабля имеется артсистема 76,2 мм (планируется устанавливать пушки калибром 100 мм).

В соответствии с открытой (несекретной) информацией на «Каракуртах» установлены боевые информационно-управляющие системы (БИУС) «Сигма-Э» и автоматизированные многофункциональные комплексы обмена информацией (АМКОИ) «Трасса – Э».

Следить за окружающим корабль миром, находить надводные и воздушные цели, будут несколько станций (в том числе и «Минерал-М»).

ТТХ кораблей этой серии предопределяет и способы ведения «Каракуртами» боевых действий. На Западе такая тактика называется «Ударил – убежал». Корабли (одиночный корабль или группа кораблей) могут скрытно подобраться (небольшие габариты и технология стелс) к цели, произвести пуски ракет по цели и быстро скрыться из точки атаки.

А ударить малые корветы «Каракурт» могут очень больно – тройка «Каракуртов» по своим ударным возможностям не уступает ряду крупных американских кораблей. Так американский крейсер типа «Тикондерога» с водоизмещением 9 800 тонн несёт на борту 26 «Томагавков», которые могут поразить цели на дальности до 2500 км (в зависимости от модификации ракеты).

Три «Каракурта» могут выдать высокоточный залп из 24 ракет «Калибр-НК» (вес боевой части 400 кг) на вполне сопоставимую дальность.

Один американский крейсер стоит миллиард долларов. За такие деньги можно построить порядка 30 МРК проекта 22800 «Каракурт». А такая «компания» может разнести вдребезги не только один американский крейсер, но и крупную авианосную группу.

Не зря новые российские корабли окрестили в НАТО «Чёрной вдовой». Американские эксперты достаточно серьёзно относятся к современной тенденции российского ВМФ на миниатюризацию флота (большой эффект малыми средствами). В 2015 году журнал «The National Interest» писал:

Корвет с восемью ракетами «Калибр-НК» на борту осуществляет более массивный удар, чем ныне выведенный из состава ВМС США фрегат типа «Оливер Хазард Перри», и уж точно обладает большей огневой мощью, чем любой из американских боевых кораблей прибрежной зоны.

А теперь «Forbes»:

Возможности российского флота позволяют серьезно ограничить свободу действий США и НАТО и потребовать от американской оборонной промышленности внушительного повышения расходов. Даже малые патрульные российские корабли могут нанести более сильный удар, чем корабли других военно-морских сил, за счет использования новых крылатых ракет «Калибр» и боеприпасов точного наведения.

Что я могу добавить к словам американских экспертов?

Семь футов под килем вам, корветы серии «Каракурт»! Чтобы чужие военные корабли даже помышлять не могли приближаться к нашим берегам.

По понятным причинам в открытом доступе фото это корабля нет. Но я нашёл фотографии макета, который был представлен на одной из выставок нашего ВПК, которые, в целом, дают представление о корветах серии «Каракурт».

Фото корвета серии «Каракурт»