С большой помпой англичане готовились спустить на воду свой первый авианосец, но вся история этого корабля – сплошная череда нелепостей.

Сегодня не принято вспоминать, что во время Второй мировой, незадолго до катастрофы в Перл-Харборе, американской разведке удалось взломать японский дипломатический шифр. Материалы дешифровки позволили узнать о планах врага нанести внезапный удар по военно-морской базе. Но политические интересы оказались выше целесообразности военной – и Тихоокеанский флот США фактически был подставлен под удар японских бомбардировщиков. На дно пошло четыре линейные корабля, еще четыре были сильно повреждены. Однако часть кораблей американцы все же поспешили вывести в открытое море. Это были авианосцы. С этого дня эра огромных артиллерийских кораблей – линкоров – подошла к концу, началась эра авианосцев.

Высоко сижу, далеко гляжу!

Они появились не в канун Второй мировой, гораздо раньше, но тактику морского боя и стратегию борьбы за морское владычество изменили коренным образом уже после войны. Время, когда эскадры сходились на дистанцию выстрела и начинали громить друг друга орудиями главного калибра, ушло в прошлое. С той поры как баллиста уступила место на палубе еще громоздкой и слабосильной пушке, эволюция артиллерии шла воистину семимильными шагами. Теперь уже не нужно было сходиться борт о борт, теперь в бою даже на горизонте не всегда были различимы силуэты кораблей, по которым велся огонь.

Весьма полезными в этих условиях оказались самолеты-корректировщики. Сначала это были гидросамолеты, но запуск и посадка на воду, особенно в волнение, а также спуск и подъем на борт – дело хлопотное. Тогда-то и появилась идея запускать самолеты прямо с палубы. Ведь каждый из них мог доставить снаряд (бомбу) куда дальше и значительно точнее, чем главный калибр любого, даже самого мощного, линейного корабля!

Лидером в строительстве и использовании этих кораблей стали США. Конечно, сам по себе авианосец, по сути огромный плавучий аэропорт, весьма уязвим. Он нуждался и нуждается в надежной охране и действует в плотном сотрудничестве с кораблями поддержки. Эта жизненная необходимость стала одним из постулатов современной морской войны. Основой эскадры стали так называемые АУГ (автономные ударные группы) Это не просто собрание разноранговых кораблей, а продуманная эшелонированная система, центром которой являются авианосец и атомные подводные лодки. Такая АУГ может контролировать огромные участки мирового океана. Казалось бы, вот оно, морское владычество!

Дорого и сердито

Но комизм ситуации состоит в том, что за четверть века существования таких группировок их реальный вклад в решение боевых задач в сражениях открытого моря остается пренебрежимо малым. Огромные неповоротливые армады просто символизируют военное присутствие США в регионе – и не более того. В открытом море противников для АУГ не находится, при действиях в условиях «корабль против берега» авианосец становится уязвим для ударов наземной авиации, обычно более мощной, чем палубная. Вмести с тем каждый выход авианосца и группы его поддержки в море - это колоссальные затраты, приносящие довольно скромные плоды. А учитывая, что основные военные действия нашего времени – это война экономик и идей, а не личной доблести, такие показательные выходы больше вредят хозяевам АУГ, чем позволяют решать какие-либо стратегические и оперативные задачи. Главной ударной силой флотов вероятного противника и уважаемого партнера на самом деле становятся атомные подводные лодки с крылатыми баллистическими ракетами на борту. К примеру, у США их уже 72 штуки.

Но Великобритания все же решила не отставать от уплывающего корабля истории и обзавестись собственными авианосными гигантами. 7-декабря 2017 года первый из них, получивший гордое название «Королева Елизавета», был спущен на воду. Конечно, имелась ввиду не нынешняя бабушка британской монархии, а королева, жестко заявившая после разгрома испанской Великой Армады: «Британия, правь морями!».

Увы, с помощью этого авианосца править морями будет сложновато. Хотя «Королева» – самый большой корабль в истории британского флота, она все же почти вдвое меньше американских собратьев класса авианосца «Нимиц». И ударное вооружение его – от 12 до 35 самолетов F-35С с укороченным взлетом вертикальной посадкой и 14 вертолетов различного назначения – не особо впечатляет, если оценить стоимость морского гиганта. К тому же есть одна закавыка – самолеты еще не закуплены и более того, не доведены до ума. Как показали испытания 2015 года, конструкция самолета имеет принципиальные недоработки и нуждается в серьезном доведении. Впрочем, полноценный ввод корабля в строй и включение его в списки флота ожидается аж в 2020 году. Авиавооружение и вовсе будет поставлено только в 2023 году. К тому времени эти самолеты либо будут запущены в серию, либо окончательно забракованы.

Более того, на этих самолетах будут нести службу не только английские, но и американские пилоты, которые лучше знают самолеты, произведенные в их собственной стране. Доверять кому ни попадя летательный аппарат стоимостью свыше 150 миллионов долларов (не считая вооружения) штука – крайне неосмотрительно. Так что огромные по британским меркам корабли и астрономические по любым меркам суммы английская корона выкинула для того, чтобы предоставить американскому флоту «подарок» сомнительной ценности. Но это еще не все – второй авианосей, «Принц Уэльский», уже активно строится, так что со временем у Пентагона может появиться еще одна «гордость британского флота».

Русские обзавидуются?

Впрочем, это не мешает министру обороны Великобритании Майклу Феллону сравнивать новенькую «Королеву Елизавету» с «обветшавшим» «Адмиралом Кузнецовым» и заявлять, что наши моряки непременно будут завидовать этаким «писанным торбам». Слышать подобное заявление от серьезного (судя по костюму) человека, назначенного заниматься военным и военно-морским делом, несколько странно. Но похоже, что министр тамошней обороны не способен отличить карася от порося, то есть тяжелый авианесущий крейсер, оснащенный, кроме авиационного, еще и мощнейшим ракетным вооружением и призванного решать самостоятельные задачи, от глобальной авиаматки, передвигающейся в целом стаде кораблей эскорта. А учитывая, что при любом конфликте неповоротливые авианосцы станут первыми целями для удара ракет и авиации, завидовать тут точно нечему.

Хорошо, что настоящая королева Елизавета «Владычица морей» не дожила до этого дорогостоящего цирка – иначе немало бы нынешних «политических деятелей» лишились голов на лужайке перед Тауэром. Однако, памятуя о традициях британского флота и связи имени корабля с его судьбой, можно предречь авианосцу тяжелое будущее – королева была особой крайне злопамятной и мстительной. И уж, конечно, не представляла себя обезьянкой, таскающей для заморского хозяина каштаны из огня.

P.S. Ввод «королевы Елизаветы» в эксплуатацию отложен – грозный авианосец дал течь прямо в порту…

Спустя 5 лет в городе Росайт после разрезания первого листа стали, крупнейший военный корабль Королевского британского флота назван именем Королевы Элизаветы, которая разбила бутылку шампанского о борт новейшего 65000 тонного авианосца.

В начале 1990-х годов Королевский британский флот обладал тремя малыми авианосцами и множеством противолодочных фрегатов и эсминцев, основной целью которых было уничтожение советских подводных лодок В Северной Атлантике. Но опыт Фолклендской войны доказал необходимость наличия флота для поддержания экспедиционных сил. Таким образом, в 2000 году ВМС Великобритании начали серию проектов по улучшению своего флота с целью обеспечения расширенных возможностей. Это привело к замене многочисленных проектов на их несколько большие аналоги, но с меньшим количеством персонала. Основными примерами стала замена эсминцев проекта 42 на эсминцы проекта 45. Похожая ситуация сложилась и с подводными лодками. На данный момент в строю уже находится 4 из 6 субмарин новейшего класса Astute. И уже совсем скоро 4 июля 2014 года мир увидит первый из долгожданных кораблей, строительство, которого началось еще в мае 2009 года.

Это британский авианосец «HMS Queen Elizabeth», который будет спущен на воду 4 июля 2014 года. Корабль планируется к введению в эксплуатацию только в 2017 году, после весьма длительных ходовых испытаний, которые начнутся в октябре 2016 года.

Корпус второго однотипного корабля был также заложен в мае 2011 года. Оба авианосца «HMS Queen Elizabeth» (R08) и «HMS Prince of Wales» (R09) после передачи ВМС Великобритании, станут крупнейшими военными кораблями из когда-либо построенных для Королевского флота. Ориентировочная стоимость программы строительства составляет 6,2 миллиарда фунтов стерлингов. Полный оперативный потенциал соединения будет сформирован в 2020 году.

Решение о создании двух авианосцев класса «Куин Элизабет» для Британских ВМС было принято 25 июля 2007 года. В связи с этим для реструктуризации военно-морской судостроительной промышленности буквально через год были объединены две корпорации - BAE Systems и VT Group в BVT Surface Fleet. Что ж рассмотрим некоторые характеристики новейшего авианесущего корабля Королевских ВМС Великобритании.

новейший британский авианосец «HMS Queen Elizabeth» (фото)

Авианосец «Куин Элизабет» способен вытеснять 70600 тонн воды при полной загрузке, имеет в длину 280 м, ширину 39 м, осадку 11 м и высоту 70 м. Новый авианесущий корабль оборудован большой полетной палубой с трамплином и двумя самолетоподъемниками. На 9 ангарных палубах авианосца площадью 16 тысяч кв. м может находиться до 50 летательных аппаратов типа F-35B Lightning II, Chinook, Augusta Westland Apache, Lynx Wildcat или Merlin Crowsnest AEW. Для подачи на полетную палубу самолетов и вертолетов на борту используется два самолетоподъемника, каждый из которых способен разместить два самолета.

Отличительной чертой данного проекта является наличие двух надстроек островного типа - одна для обеспечения навигации и управления кораблем, вторая, что ближе к корме - для выполнения летательных операций. Для оборонительных действий авианосец оснащен системой Фаланкс, пулеметами и 30-мм автоматическим орудием.

Министерство обороны решило не применять на авианосцах класса «Куин Элизабет» ядерные установки из-за их высокой стоимости. Поэтому энергетической установкой для надводных кораблей станут две газотурбинные установки Rolls-Royce Marine Trent MT30 общей мощностью 48000 л.с., и четыре дизель-генератора, вырабатывающих общее количество энергии до 20 МВт (27000 л.с.), которые изготовлены компанией Wartsila. Все машины обеспечивают кораблю скорость хода свыше 25 узлов. Дальность плавания авианосца составляет 10 тысяч морских миль.

Для экипажа конструкторы предусмотрели ряд помещений для отдыха и времяпровождения. Так на борту имеется просторный тренажерный зал, кинотеатр и четыре камбуза способные подать в течение одного часа 960 блюд. Одиннадцать человек медицинского персонала пристально будут следить за поддержанием здоровья всех моряков, летного и обслуживающего персонала. Для этого медицинский блок оснащен всем необходимым оборудованием, включая операционную и стоматологический кабинет.

Одной из не менее важных отличительных особенностей британского авианосца станет уровень автоматизации, который существенно сократит расходы на эксплуатацию судна, включая и меньшее количество экипажа. Одним из таких примеров является система подачи боеприпасов, которая организована таким образом, что к снаряду за весь путь доставки, человек прикасается всего один раз. Такую работу на подобных кораблях выполняет обычно двести моряков, а в результате вышеуказанного достижения, для такой же операции на авианосце «Куин Элизабет» требуется всего 32 человека. Поэтому численность экипажа составляет всего 679 человек, не считая 1600 человек летного персонала. На 12 палубах авианосца размещено 3000 помещений.

В создании двух кораблей участвуют более 10 тысяч человек из 90 фирм и предприятий, при этом 7 тысяч из них на 6 верфях по всей Великобритании строят различные детали авианосца. Отдельные секции доставлялись с помощью буксиров с разных мест в Росайт, где собирались в единую конструкцию.

Первый лист высококачественной стали для авианосца «HMS Queen Elizabeth» был разрезан в июле 2009 года на BAE Systems в городе Клайд, что ознаменовало начало строительства одного из блоков корабля. Чуть позже в конце 2009 года на предприятии Appledore в Северном Девоне началось строительство носа авианосца. После их окончания моноблоки были доставлены в Росайт, где были собраны в единую секцию.

Авианосец HMS «Queen Elizabeth» (R08) является головным в серии из двух кораблей класса Queen Elizabeth, которые строятся для ВМС Великобритании. Вторым в серии является авианосец HMS «Prince of Wales».

После ввода в эксплуатацию авианосец HMS «Queen Elizabeth» станет крупнейшим военным кораблем, из всех ранее построенных для ВМС Великобритании, на борту которого смогут находиться до 40 самолетов.

Основные характеристики авианосца HMS «Queen Elizabeth»: Водоизмещение 65000 тонн. Длина 284 метра, ширина 73 метра, высота 56 метров, осадка 11 метров. Максимальная скорость хода 25 узлов. Дальность плавания до 10000 миль. Автономность 292 суток. Экипаж составляет: Командный состав 60 человек; личный состав 600 человек и авиаперсонал 900 человек.

Судовая энергетическая установка: Газовые турбины фирмы «Rolls-Royce» - MT30 2 Х 36MW. Вспомогательные дизель-генераторы - 2 Х 7MW. Электрические двигатели двухвальные - 2 Х 30MW.

Вооружение: Авиационная группа: 40 самолётов, из них 36 F-35C и 4 самолёта ДРЛО.

Стоимость авианосца составляет 5,5 миллиарда фунтов стерлингов. Портом приписки станет военно-морская база Королевского флота Портсмут.

Строительством авианосца занимаются компании: BAE Systems, Великобритания; Thales Group, Франция; Babcock Marine, Великобритания.

Строительство авианосца «Queen Elizabeth» было начато в 2009 году. Авианосец состоит из 9 блоков, которые были произведены на разных верфях.

В январе 2013 года на крупнейшей военно-морской верфи Rosyth Royal Dockyard в Ферт-оф-Форт, Шотландия.

Также, на верфи Babcock в Росайте в Шотландии мировая компания в области силовых установок Rolls-Royce успешно завершила установку в корпус строящегося авианосца HMS «Queen Elizabeth» для Королевских ВМС Великобритании.

04 июля 2014 года, на военно-морской верфи Росайт (Rosyth), расположенной на берегу залива Ферт-оф -Форт в Файф, Шотландия, головного авианосца. 04 июля состоялась церемония крещения, на которой присутствовали тысячи людей, а также члены экипажа и судостроители. Крестной матерью стала Ее Величество Елизавета II. Утром 17 июля авианосец HMS «Queen Elizabeth» покинул сухой док и был спущен на воду. Одновременно ведутся работы по второму авианосцу , сборка которого должна начаться на верфи Росайт в конце 2014 года. 30 июня 2015 года был

Британия давно не правит морями, роль глобальной морской державы десятилетия назад перешла к ее ближайшему союзнику — США. Америка располагает уникальным по своей мощи авианосным флотом, однако… летом прошлого года в присутствии королевы была разбита бутылка виски о борт самого большого в британской истории боевого корабля. В 2020 году авианосец Queen Elisabeth станет флагманом флота Ее Величества.

На авианосце предусмотрены четыре кухни и четыре большие столовые – все это будут обслуживать 67 членов экипажа. Кроме того, на борту расположатся больничная палата на восемь мест, операционная и кабинет стоматолога. Медицинский персонал будет насчитывать 11 человек.

Олег Макаров

В декабре 2013 года военно-морское издание Navy News написало о еще строящемся авианосце: «Точно так же накануне Олимпиады (летних игр 2012 года в Лондоне), когда балом правили любители мрачных прогнозов, внимание прессы было направлено на проблемы, срывы сроков, огромные затраты. И что мы теперь знаем? Игры прошли весьма неплохо… Вот и сейчас один лишь вид корабля заставит любого — даже закоренелого антишовиниста — гордиться мощью Британии!»


На авианосце предусмотрены четыре кухни и четыре большие столовые — все это будут обслуживать 67 членов экипажа. Кроме того, на борту расположатся больничная палата на восемь мест, операционная и кабинет стоматолога. Медицинский персонал будет насчитывать 11 человек.

Авианосцы? То что надо!

Что и говорить, корабль производит впечатление. Такие махины не спускают на воду со стапелей. 14 июля 2014 года сухой док неподалеку от города Розит (Шотландия) был наполнен водой, а затем аккуратно, с помощью нескольких буксиров 280-метровый авианосец вытолкали в море. До конца нынешнего года продлится дооснащение корабля. В 2016-м на борт поднимется экипаж и начнутся ходовые испытания. В 2017—2018 годах пройдут тесты палубной авиатехники — вертолетов и истребителей. Проект новейшего британского боевого корабля, а точнее говоря, класса кораблей — уже почти наполовину завершено строительство систершипа Prince of Wales («Принц Уэльский») — ведет свое начало с 1997 года. Тогда лейбористское правительство Тони Блэра подготовило Доклад по стратегической обороне, где была отмечена необходимость авианосного флота для страны. Авианосцы, по мнению руководства Соединенного Королевства, должны обеспечить ведение наступательных действий с воздуха в районах, где нет британских баз ВВС, или там, где они есть, но на начальной стадии конфликта еще не развернуты до полной функциональности. Также они способны выполнять задачи принуждения и сдерживания в горячих точках. Вместе с тем, в момент обнародования доклада британский авианосный флот представлял собой не очень впечатляющее зрелище. Доживали свой век легкие авианосцы класса Invincible, которые могли взять на борт всего 22 летательных аппарата (вертолеты и истребители вертикального взлета) и по водоизмещению в разы уступали не только американским гигантам класса Nimitz, но и французскому атомному флагману Charles de Gaulle. В рамках доклада, таким образом, было намечено строительство двух авианосцев водоизмещением до 40 000 т, способных нести на борту 50 летательных аппаратов.


Снимок, сделанный с высоты, помогает понять, насколько в действительности огромен новый авианосец. На его палубе смогли бы разместиться четыре лайнера Boeing 747, поставленные в ряд. Высота корабля от киля до вершины мачты — 56 м. Это выше Ниагарского водопада.

25 января 1999 года объявили тендер на проработку оценочной фазы проекта, контракт на строительство был подписан в 2007 году, а резка металла под QE началась в 2009-м. Корабль строил консорциум, в который входит британский военно-промышленный концерн BAE Systems, британская компания Babcock Marine, а также французский Thales. В общем, эпопея длилась довольно долго, и не только потому, что спроектировать и построить такого гиганта — дело небыстрое, но из-за бурных политико-экономических дебатов вокруг изначально дорогого и постоянно дорожавшего проекта.


Авианосцы класса Queen Elisabeth практически в три раза превосходят по водоизмещению прежнее поколение британских авианосцев класса Invincible, однако в полтора раза уступают американским атомным гигантам класса Nimitz и Gerald R. Ford. Также QE со своими 64 000 т водоизмещения превосходит атомный авианосец Charles de Gaulle (Франция, 42 000 т).

Клубок сомнений

Одной из важнейших проблем, в которой соединились военно-технические и экономические аспекты, стал выбор палубного истребителя. На авианосцах класса Invincible Британия использовала Harrier — самолет с вертикальным взлетом собственного производства, но он, увы, безнадежно устарел. Когда в Британии начали делать первые шаги к реализации нового авианосного проекта, за океаном была близка к завершению программа создания многофункционального истребителя 5-го поколения Joint Strike Fighter, в рамках которой конкурировали конструкции X-32 от Boeing и X-35 от Lockheed Martin. В 2001 году Великобритания стала партнером программы и также получила право голоса в вопросе окончательного выбора конструкции. Как известно, победу одержал проект Lockheed Martin, который отныне стал называться F35 Lightning II. В 2002 году английское военное ведомство объявило, что в качестве летательного аппарата с фиксированным крылом для будущих авианосцев выбран F35 в модификации «B».


Традиционный способ строительства корабля — от килевой балки до верхней палубы — сейчас при создании больших кораблей заменен на модульную сборку. Именно так, из больших модулей, сваривают теперь авианосцы, контейнеровозы и супертанкеры.

На практике это означало, что англичане остановились на схеме STOVL: базирующиеся на авианосцах самолеты будут взлетать с укороченным разбегом и садиться вертикально (как раз для такого режима эксплуатации построен F35B). Для взлета после укороченного пробега в конструкции QE предусмотрен трамплин, который типичен для авианесущих кораблей советского производства, но совершенно нетипичен для авианосцев США. Впрочем, хоть «британец» и короче «Нимицев» (280 м против 333), конструкция палубы QE позволяет оборудовать ее под взлет и посадку обычных палубных истребителей. В 2009 году в британском руководстве обсуждался вариант оснащения обоих авианосцев (или одного из них) катапультой (возможно, новейшей электромагнитной, которую американцы поставили на авианосец Gerald R. Ford) и аэрофинишером. Это позволило бы заменить истребители F35B на F35С — более дешевые и при этом имеющие больший радиус действия и большую полезную нагрузку. Однако, посчитав, во сколько обойдутся катапульта и аэрофинишер и как это скажется на и без того растянутых сроках, военные все же вернулись к первоначальному варианту. Впрочем, срок службы авианосца оценивается в 50 лет, и дооснащение его оборудованием для взлетов и посадок обычных палубных самолетов вроде того же F35C в будущем не исключается.


До последнего времени была неясна судьба систершипа «Королевы Елизаветы» — авианосца Prince of Wales. В 2010 году вышел новый правительственный доклад, посвященный вопросам обороны и безопасности, где говорилось о том, что наверняка на вооружение поступит лишь один из двух кораблей. Строительство второго может быть заморожено, с тем чтобы при необходимости быстро его достроить. Рассматривался также вариант продажи «Принца Уэльского» одному из союзников по НАТО. Однако покупателя, похоже, не нашлось, а отмена контракта могла обойтись британскому налогоплательщику еще дороже, чем достройка корабля, — по причине неустоек. Точку (на сегодняшний день) поставил британский премьер Дэвид Кэмерон, объявив в минувшем году, что «Принцу Уэльскому» во флоте ее величества быть.

Как уже говорилось, никогда прежде Британия не строила такого крупного военного корабля. В соответствии с современными тенденциями в кораблестроении сначала собирали крупные модули, а затем их сваривали в единую конструкцию. Для строительства модулей пришлось задействовать семь верфей четырех компаний в разных городах, и лишь одной из этих верфей — в Розите — досталась финальная сборка.


Поскольку отдельные модули для QE строились на разных верфях в разных городах Великобритании, доставлять их в шотландский Розит приходилось по воде. Главной технической сложностью стало точное позиционирование гигантских модулей при сварке.

Корабль-стадион

Разумеется, в этом корабле XXI века воплотилось множество самых современных технологий. Например, повышена его живучесть за счет распределенной системы генерации энергии. В качестве силовых установок, вращающих два 30-тонных винта, выступают четыре 20-мегаваттных электродвигателя Converteam. А вот электричество на борту вырабатывают сразу шесть машин: два газотурбинных двигателя Rolls Royce Marine Trent MT30 и четыре дизель-генератора Wartsila — все это общей установленной мощностью 109 МВт. Несмотря на большие размеры корабля, от атомной энергетической установки решили отказаться (в основном по экономическим причинам). При этом запас топлива обеспечивает кораблю запас хода 19 000 км.


Благодаря высокому уровню автоматизации кораблем управляет сравнительно небольшой экипаж — 679 человек. Правда, когда на корабле будет размещена авиационная составляющая, эта цифра вырастет до 1600.

У QE есть одна конструктивная особенность, которая бросается в глаза даже при беглом взгляде на корабль: здесь не один, а два «острова». В одном из них размещен капитанский мостик и центры управления авианосцем, другой выполняет функцию диспетчерской башни — оттуда будут руководить полетами. На летной палубе шириной 70 м можно поставить 24 F-35B, а если ее заставить людьми, то можно уместить 96 000 человек, как на гигантском футбольном стадионе. Предполагается, что всего летательных аппаратов — истребителей и вертолетов — на борту будет 40 с возможностью добавления еще одного десятка. Из сорока 24 единицы приходятся на F35B — остальные на ударные и разведывательные вертолеты, например типа AW101 Merlin и AW159 Wildcat. В стандартной ситуации на палубе постоянно будут находиться 12 истребителей. При необходимости увеличить их количество дополнительные машины можно будет поднять с ангарной палубы — для этого существует два лифта. Скорость подъема — один самолет в минуту. Под верхней палубой находится еще девять. Водоизмещение QE составляет 64 000 т, что более чем на 20 000 т превышает первоначально запланированные показатели.


Авианосец насчитывает около 3000 помещений, и внутренние площади его огромны. Когда все работы будут закончены, краской будет покрыто 1 500 000 квадратных метров поверхностей. На борту корабля будет работать опреснительная установка, выдающая 500 т пресной воды в день.

Поскольку авианосец передвигается под защитой ударной группы, его собственное вооружение можно назвать почти символическим. QE будет оснащен как минимум тремя зенитно-артиллерийскими комплексами Phalanx CIWS, состоящими из двух РЛС и шестиствольной 20-мм пушки для стрельбы по низколетящим целям — самолетам, БПЛА, дозвуковым крылатым ракетам. Для отражения атак с моря на корабле установят 30-мм автоматические пушки DS30M, а также шестиствольные «миниганы» под патрон 7,62 мм, построенные, как и зенитная пушка, по схеме Гатлинга. Сообщают, что авианосец оборудуют «дальнобойным» 3D-радаром, который сможет держать под наблюдением одновременно до 1000 целей и отслеживать полет объекта размером с теннисный мяч, мчащегося со скоростью до 3000 км/ч.


Весомый довод

Для непосвященных любой большой корабль — настоящий Кносский дворец, в котором легко заблудиться. На QE около 3000 помещений на десятке палуб — как в них ориентироваться посетителю или члену экипажа из новичков? Понятно, что никакая спутниковая навигация в трюме авианосца работать не будет. Но выход нашли: была создана система Platform Navigation, которая может быть установлена, например, на смартфон. При этом по всему кораблю размещено 3600 QR-кодов. Достаточно навести камеру смартфона на ближайший из них, ввести в окно поиска нужное место на корабле, и программа услужливо прочертит самый короткий или самый удобный путь. Вот такие новейшие технологии.

Но все же зачем Британия потратила и еще потратит огромные деньги (общая стоимость двух кораблей £6,2 млрд) на эти орудия «проекции силы»? Только ли ради гордости всех, включая антишовинистов? Вот как отвечает на этот вопрос старший морской офицер авианосца Queen Elisabeth Саймон Петитт: «Те, кто сомневаются в нужности авианосца, не понимают, что значит быть глобальным игроком во время войны, в мирное время или в период гуманитарных операций. В конце концов, как страна может доказать серьезность своих планов и амбиций? Это главный вопрос, связанный с авианосцами. Ведь авианосец способен подкрепить слова лидеров государства своим присутствием и, если надо, подтвердить их делом».

Правообладатель иллюстрации EPA Image caption "Куин Элизабет" вряд ли будет воевать в одиночку - авианосцы всегда сопровождает внушительная эскадра

Новый британский авианосец "Куин Элизабет", который вышел на ходовые испытания на этой неделе, вызвал обмен колкостями между российским и британским министерствами обороны.

В четверг официальный представитель минобороны России Игорь Конашенков назвал новый корабль "удобной морской целью", сравнив его с российским авианесущим крейсером "Адмирал Кузнецов".

Таким образом Конашенков отреагировал на высказывание министра обороны Великобритании Майкла Фэллона, который ранее заявил, что в России должны завидовать британским морякам.

"Если бы вы видели, как старый, ветхий "Кузнецов" проплыл через Ла Манш несколько месяцев назад, то, я думаю, что русские должны немного смотреть на этот корабль с завистью", - цитировала британская пресса слова министра.

В прессе новый авианосец уже прозвали "бегемотом" и "большой Лиззи" - это действительно самый крупный военный корабль, который когда-либо был построен на верфях Соединенного Королевства. Его размеры действительно впечатляют - водоизмещение 65 тысяч тонн, длина летной палубы 280 метров.

Новый авианосец возглавил коммодор Джерри Кидд, до этого командовавший авианосцами "Илластриес" и "Арк Ройал". Он тоже очень гордится новым кораблем.

"В любой стране найдется не так уж много вооружений, настолько же символичных и впечатляющих, как авианосец. Подлодки просто не видно. А это весьма очевидный символ военной мощи и проекции силы", - сказал командир "Куин Элизабет".


Media playback is unsupported on your device

Крупнейший британский авианосец выходит на испытания в море

На самом деле, у нового британского корабля довольно много общего с его российским соперником. В любом случае по классу он ближе к "Кузнецову", чем к суперавианосцам американского флота класса "Нимиц", тем более - новейшим авианосцам типа "Джеральд Р. Форд".

Однако между ними есть одна существенная разница - "Адмирал Кузнецов" был построен в 1991 году, и его боевые системы нуждаются в модернизации, а энергетическая установка - в ремонте.

Британский корабль только что построен, это в любом случае современный корабль, который, к тому же будет нести самые современные истребители F35.

Жертвы к омпромисс а

Новый британский авианосец - это не только гордость и краса королевского ВМФ, но и демонстрация способности британских военных найти компромисс и получить боевой корабль в условиях жесткой экономии средств.

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption "Адмирал Кузнецов" участвовал в сирийской операции российских вооруженных сил

"Адмирал Кузнецов" также является кораблем-компромиссом - он изначально строился как авианесущий крейсер, вооруженный противокорабельными ракетами, авиация на нем задумывалась как вспомогательное вооружение.

Это было необходимо, чтобы соблюсти условия прохождения черноморских проливов, через которые нельзя проходить авианосцам.

Оба корабля в результате оказались гораздо менее боеспособными, чем полноценный атомный авианосец.

Как и российский авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов", "Куин Элизабет" не оснащен паровой либо электромагнитной катапультой для запуска тяжелых самолетов.

С таких авианосцев невозможно запустить воздушный радар - такой, как американский E-2 Hawkeye. Для этого нужна катапульта. А радар необходим, чтобы обнаружить цели для самолетов.

На "Кузнецове", как и на "Куин Элизабет", в качестве средств дальнего радиолокационного обнаружения используются специальные вертолеты - соответственно, Ка-31 и Merlin Crowsnest.

Это снижает возможности авиации корабля даже с учетом неплохих летно-технических характеристик британского вертолета Merlin Crowsnest - вертолет не способен нести настолько же мощное оборудование, как тяжелый самолет.

Летная палуба на обоих кораблях кончается трамплином, который помогает взлетать самолетам без посторонней помощи.

"Большая Лиззи", как и "Кузнецов", не оснащена аэрофинишерами - специальными тросами, за которые зацепляются самолеты, чтобы затормозить при пробеге после посадки, но ее конструкция позволяет установить их позднее.

Правообладатель иллюстрации EPA Image caption Отличительная особенность нового авианосца - две надстройки, одна для управления кораблем, другая - полетами

В случае "Куин Элизабет" эти недостатки не играют такой существенной роли, поскольку на этом корабле базируются новейшие истребители F35 Lightning II серии "В" - с укороченным взлетом и вертикальной посадкой.

Тихоходные корабли

Для российского корабля скорость - ключевой параметр. На "Кузнецове" базируются истребители МиГ-29К и Су-33, для взлета которых с полной боевой нагрузкой необходимо, чтобы корабль шел полным ходом против ветра.

Максимальная скорость, заложенная в характеристиках "Кузнецова" - 29 узлов. При этом, как отмечают эксперты, из-за изношенности энергетической установки реальная максимальная скорость в настоящее время гораздо ниже, что отражается на его способности запускать тяжелые ударные самолеты.

Максимальная скорость "Куин Элизабет" составляет 25 узлов. Это тоже мало для авианосца, но не играет большой роли для взлета и посадки истребителей F35В.

При этом на палубе "Кузнецова" три стартовых позиции, а на "Куин Элизабет" - только одна.

Правообладатель иллюстрации PA Image caption "Куин Элизабет", как и "Адмирал Кузнецов", не оснащена катапультой - вместо этого на краю палубы построен трамплин

Британский, как и российский авианосец, не оснащены атомной силовой установкой, что, с одной стороны, сильно снижает стоимость их постройки и обслуживания, а с другой - уменьшает максимальную скорость.

Максимальная скорость американского атомного авианосца класса "Джеральд Р. Форд" - 30 узлов, но самолеты с него стартуют при помощи катапульты

Однако есть одно обстоятельство, которое, возможно, в этом споре играет решающую роль - "Куин Элизабет" является новейшим кораблем, построенным, хоть и в условиях жесткой экономии, но с применением новейших технологий.

На нем установлены мощные цифровые системы управления кораблем, вооружениями. В его конструкцию изначально были заложены условия для будущей модернизации.

В то же время "Кузнецов" создавался в самом конце 1980-х годов прошлого века, и очередная его модернизация начнется в 2018 году. При этом информации о замене изношенной энергетической установки в открытых источниках не появлялось.

Самолеты

Авианосец как боевая единица безусловно очень важен, но воюют в конечном счете его самолеты.

При всех достоинствах истребителей МиГ-29К и Су-33 это глубоко модернизированные самолеты, разработанные еще в 1970-х годах прошлого века.

Правообладатель иллюстрации MOD Image caption "Куин Элизабет" будет нести более трех десятков новейших истребителей F-35B

Однако при всех впечатляющих летно-технических характеристиках они все-таки гораздо менее боеспособны, чем истребители пятого поколения F35B.

Например, применявшийся для ударов по территории Сирии истребители Су-33 не может нести управляемого вооружения против наземных целей - только управляемые бомбы. Этот самолет создавался, в первую очередь, для воздушных боев. Максимальная боевая нагрузка у него - 6,5 тонны.

МиГ-29К может нести управляемые противокорабельные и противорадиолокационные ракеты, управляемые бомбы и другое оружие весом до 4,5 тонн.

Максимальная боевая нагрузка F35 составляет восемь тонн, причем он может использовать очень широкий спектр вооружений, как для ведения воздушного боя, так и для нанесения ударов по наземным и морским целям.

Кроме того, в конструкции этого истребителя использована технология снижения радиолокационной заметности, применялись новейшие цифровые системы управления вооружениями, связи, авионика последнего поколения.

У "Кузнецова" есть преимущество перед "Куин Элизабет" в системах противоракетной обороны: ракетный комплекс "Кортик" и ракетно-артиллерийский "Каштан" ближнего радиуса действия.

Британский авианосец защищают скорострельные артиллерийские системы.

Однако ни тот, ни другой авианосец и не были созданы для ведения боевых действий в одиночку - оба корабля нуждаются в группе кораблей сопровождения, среди которых должны быть эсминцы ПВО.

Зачем к оролевскому флоту такой корабль?

Вряд ли перед "Куин Элизабет" будут ставить те же задачи, которые ставятся перед американскими ударными атомными суперавианосцами - даже при наличии внушительного числа новейших истребителей отсутствие самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и возможности использования истребителей F-35B для дозаправки других самолетов сокращает боевые возможности этих кораблей.

С другой стороны, "Куин Элизабет" способен нести на борту транспортные вертолеты Chinook, с которых можно высаживать десант. То есть их вполне можно использовать как десантные корабли. При этом авиационная поддержка истребителей будет весьма кстати.

По словам главного редактора журнала "Экспорт вооружений" Андрея Фролова, задач, которые могут быть поставлены перед "Куин Элизабет", много.

"Для заморских операций, обеспечение "зонтика" для своих кораблей, для группировки, которая высаживается на берег, это возможность нанесения удара по территории потенциального противника без запроса на пролет. В этом смысле авианосец - кусок национальной территории", - сказал эксперт Русской службе Би-би-си.

По его словам, вряд ли авианосцу доведется принимать участие в полномасштабных боевых действиях.

"[Он может быть эффективен] для проведения операций в рамках коалиции. Если мы посмотрим на опыт применения [французского авианосца] "Шарля де Голля", у него, как правило, в боевых вылетах с палубы участвуют 10-12 самолетов, не более. Я думаю, здесь будет то же самое", - сказал Фролов.

Впрочем, британским вооруженным силам, очевидно, такой сценарий ведения боевых действий кажется более вероятным, поскольку на верфи в Шотландии уже строится "систершип" "Куин Элизабет" - авианосец "Принц оф Уэльс".