Американские специалисты признают, что F-35 слишком дорог даже для США. И ему нечего противопоставить российской РЛС «Небо-М».

Американские аналитики признают, что новый многоцелевой самолёт F-35 от «Локхид Мартин» является самым дорогим военным проектом в мире, который никогда не оправдает свою цену. Он не превосходит другие самолёты ни по манёвренности, ни по скорости. Даже возможность убирать вооружение внутрь малозаметного корпуса не стоит потраченных денег. Есть только одна возможность, которая даст F-35 преимущество - когнитивная радиоэлектронная система обнаружения, благодаря которой самолёт сможет находить трудно обнаружимые системы противовоздушной обороны и на лету находить в них бреши.


wikipedia.org

Старые радары систем ПВО излучали сигналы некоторой фиксированной формы в фиксированном диапазоне частот, а потому их относительно легко было обнаружить. Впервые системы обнаружения радаров были испытаны во время Вьетнамской войны. Американские самолёты получили возможность засекать излучение от радарных установок ПВО Северного Вьетнама раньше, чем они обнаружат воздушные цели и произведут залп. Это позволяло самолётам вовремя развернуться и выйти из зоны поражения.

Разумеется, разработчики радаров стали искать методы, которые бы затрудняли обнаружение радарной установки. Так началась своеобразная гонка между радарами и средствами их обнаружения. В настоящее время, благодаря развитию компьютерных технологий, излучение радаров постоянно меняется и по частоте, и по форме. В Пентагоне три года назад признались, что США отстают в этой области, что делает ВВС беззащитными перед современными системами ПВО. Не исключением является и F-35.

Поводом для тревоги стало появление на вооружении российских ПВО радарных систем 55Ж6М «Небо-М». Она состоит из трёх машин, с установленными на них радарами, каждый из которых работает в своём диапазоне: метровом, дециметровом и сантиметровом, что позволяет очень точно определять координаты цели. Система «Небо-М» предназначена для автоматического обнаружения и отслеживания воздушных целей: баллистических ракет, беспилотных летательных аппаратов, гиперзвуковых целей, а также летательных аппаратов, изготовленных по технологии «Стелс». Комплекс способен отслеживать до 200 целей в режиме кругового сканирования на дальности до 1800 км и на высоте до 1200 км. По планам Минобороны РФ к 2020 году всё небо над Россией будет закрыто этим радарными системами.

Американские военные специалисты пришли к выводу, что в случае войны с Россией при нынешнем состоянии дел у F-35 не будет шанса преодолеть ПВО России. Другая проблема, по мнению американцев, заключается в том, что США сильно отстали в средствах подавления ПВО, а Россия сильно ушла вперёд в развитии противовоздушной и противоракетной обороны.


wikipedia.org

Выход из ситуации военные специалисты США видят в разработке самообучающихся систем с элементами искусственного интеллекта, называемых когнитивными, которые по способу действия и скорости работы приближаются к живым существам. Примером для них служит летучая мышь, которая ориентируется в пространстве при помощи эхолокации, передвигаясь при этом довольно быстро. Ничего близкого по совершенству человек пока не создал.

Концепция когнитивного радара была разработана ещё в 2006 году исследователем в области радиоэлектроники Саймоном Хайкиным. Интерес к этим разработкам появился в Пентагоне только сейчас, когда стало понятно, что Россия создала непреодолимую для F-35 систему ПВО. Неизвестно станет ли Россия поставлять «Небо-М» в другие страны, но легко предположить, что и Китай обзаведётся похожей системой собственной разработки.

Что можно сказать о когнитивном радаре? Пока американцы заняты чисто концептуальными разработками. В группе, руководимой Джошем Недзвецки, работает 200 специалистов в области машинного обучения, физики, статистической обработки сигналов и вычислительной нейробиологии и др. Разумеется, они не устают рекламировать свою концепцию, словно она вот-вот уже появится в виде действующего прототипа. Но главной задачей её разработки является оправдание затрат на разработку F-35.

Американцы любят поговорить о непредсказуемости русских и их способности к несимметричным ответам. Кажется, это мнение подтверждается. 15 лет «Локхид Мартин» возился с новым самолётом, тратя на разработку всё больше и больше средств, а Россия создала систему «Небо-М», превратившую F-35 в дорогущую игрушку, расходы на которую приходится оправдывать туманными обещаниями.

Евгений Сизов

Предназначена для автоматического обнаружения, измерения координат и сопровождения широкого класса современных воздушных целей (самолетов стратегической и тактической авиации, авиационных ракет типа "Асалм"), малоразмерных (боевые блоки гиперзвуковых крылатых ракет) и малозаметных целей, выполненных по технологии "стелс", при работе как в составе современных АСУ, так и автономно.

Обеспечивает распознавание классов целей, определение государственной принадлежности воздушных объектов, пеленгацию постановщиков активных шумовых помех. При сопряжении с вторичным радиолокатором РЛС может использоваться в качестве трассового локатора для управления воздушным движением.

Часть антенны РЛС "Небо-УЕ"

В станции применена крестообразная фазированная антенная решетка, горизонтальная часть которой является антенной дальномера, а вертикальная - антенной высотомера. Обзор в горизонтальной плоскости производится за счет механического вращения антенной системы, в вертикальной плоскости - за счет внутриимпульсного сканирования высотомерным лучом по целеуказанию дальномера.
Съем и выдана информации внешним потребителям осуществляются автоматически. За счет высокой степени автоматизации боевой работы и использования адаптивных алгоритмов работа оператора предельно упрощена и сводится, в основном, к контролю правильности функционирования и разрешению возможных конфликтных ситуаций.

В состав РЛС входят:

Антенно-мачтовое устройство на трех полуприцепах;
- аппаратная кабина;
- дизельная электростанция.

Кроме того, имеется выносное устройство (ВУ) на отдельной транспортной единице, позволяющее управлять РЛС с расстояния до 1000 м.

Трехкоординатная РЛС "Небо-УЕ" представляет собой результат глубокой модернизации РЛС 55Ж6, позволивший существенно повысить ее технические и эксплуатационные характеристики:

Сокращено количество транспортных единиц;

Введена трассовая обработка информации;

Увеличена зона определения высоты и повышены точности измерения координат;

Повышена защищенность от активных помех;

Улучшены характеристики электромагнитной совместимости;

Повышена эффективность системы селекции движущихся целей;

Увеличена надежность и снижена трудоемкость изготовления в серийном производстве;

Повышена информативность системы контроля;

Обеспечено документирование радиолокационной и контрольной информации;

Антенны наземного радиозапросчика III и VII диапазонов встроены в антенну РЛС.

Развертывание РЛС "Небо-УЕ"

В высотомере реализована цифровая антенная решетка с принципиально новым способом пространственно-временной обработки сигналов, позволившим решить проблемные вопросы радиолокации: намерение высоты под малыми (по сравнению с шириной луча) углами места и ослабление влияния рельефа на точность измерения высоты.

Эффективная система жизнеобеспечения, наличие систем имитации, тренажа и поддержки оператора в конфликтных ситуациях, высокая степень автоматизации съема координат, документирования, выдачи информации внешним потребителям и технического обслуживания облегчают работу персонала в процессе эксплуатации.

Основные характеристики:

Диапазон волн

Метровый (13 рабочих точек)

Зона обнаружения и измерения трех координат цели типа "истребитель":

по дальности на высоте, км:

20000 м и более

по азимуту, град.

по высоте, км

70 (на углах места до 16 град.)

Верхняя граница зоны обнаружения (без измерения высоты) при углах места более 16 град.:

по высоте, км

по углу места, град.

Точность измерения координат цели С ЭОП 1,5 м2:

дальности, м

азимута, угл. мин.

500 (на углах места более 1,5 град.)

Коэффициент подпомеховой видимости системы СДЦ, дБ

Количество одновременно сопровождаемых целей

Темп обновления информации, с

Потребляемая мощность, кВт

Среднее время наработки на отказ, ч

Время восстановления, ч

Обслуживающий персонал, чел.

3 (в одну смену)

Количество транспортных единиц

Время развертывания, ч

крестообразная

количество элементов ФАР:

Передатчик, кВт:

импульсная мощность

средняя мощность

(ННИИРТ). Выпускалась в версиях для войск противовоздушной обороны и для сухопутных войск. В варианте ПВО антенная система сложнее, время монтажа и демонтажа значительно, возможности станции больше. В варианте для сухопутных войск антенная система упрощена для повышения мобильности.

«Небо»

войск ПВО страны .

«Небо-СВ»

РЛС метрового диапазона волн для сухопутных войск .

«Небо-М»

«Небо-М» 55Ж6М (экспортная версия «Небо-МЕ» 55Ж6МЕ) - новый трехдиапазонный комплекс с раздельными РЛС сантиметрового (модификация РЛС 64Л6 «Гамма-С1 »), дециметрового (модификация РЛС «Противник-Г ») и метрового диапазонов (модификация РЛС «Небо-СВУ»). Предположительное начало поставок в ВС России 2012 год.

На вооружении других стран

«Небо-СВУ» находится на вооружении Ирана .

Напишите отзыв о статье "Небо (РЛС)"

Примечания

Отрывок, характеризующий Небо (РЛС)

– В чем дело? Дело в том, что французы перешли мост, который защищает Ауэсперг, и мост не взорвали, так что Мюрат бежит теперь по дороге к Брюнну, и нынче завтра они будут здесь.
– Как здесь? Да как же не взорвали мост, когда он минирован?
– А это я у вас спрашиваю. Этого никто, и сам Бонапарте, не знает.
Болконский пожал плечами.
– Но ежели мост перейден, значит, и армия погибла: она будет отрезана, – сказал он.
– В этом то и штука, – отвечал Билибин. – Слушайте. Вступают французы в Вену, как я вам говорил. Всё очень хорошо. На другой день, то есть вчера, господа маршалы: Мюрат Ланн и Бельяр, садятся верхом и отправляются на мост. (Заметьте, все трое гасконцы.) Господа, – говорит один, – вы знаете, что Таборский мост минирован и контраминирован, и что перед ним грозный tete de pont и пятнадцать тысяч войска, которому велено взорвать мост и нас не пускать. Но нашему государю императору Наполеону будет приятно, ежели мы возьмем этот мост. Проедемте втроем и возьмем этот мост. – Поедемте, говорят другие; и они отправляются и берут мост, переходят его и теперь со всею армией по сю сторону Дуная направляются на нас, на вас и на ваши сообщения.
– Полноте шутить, – грустно и серьезно сказал князь Андрей.
Известие это было горестно и вместе с тем приятно князю Андрею.
Как только он узнал, что русская армия находится в таком безнадежном положении, ему пришло в голову, что ему то именно предназначено вывести русскую армию из этого положения, что вот он, тот Тулон, который выведет его из рядов неизвестных офицеров и откроет ему первый путь к славе! Слушая Билибина, он соображал уже, как, приехав к армии, он на военном совете подаст мнение, которое одно спасет армию, и как ему одному будет поручено исполнение этого плана.
– Полноте шутить, – сказал он.
– Не шучу, – продолжал Билибин, – ничего нет справедливее и печальнее. Господа эти приезжают на мост одни и поднимают белые платки; уверяют, что перемирие, и что они, маршалы, едут для переговоров с князем Ауэрспергом. Дежурный офицер пускает их в tete de pont. [мостовое укрепление.] Они рассказывают ему тысячу гасконских глупостей: говорят, что война кончена, что император Франц назначил свидание Бонапарту, что они желают видеть князя Ауэрсперга, и тысячу гасконад и проч. Офицер посылает за Ауэрспергом; господа эти обнимают офицеров, шутят, садятся на пушки, а между тем французский баталион незамеченный входит на мост, сбрасывает мешки с горючими веществами в воду и подходит к tete de pont. Наконец, является сам генерал лейтенант, наш милый князь Ауэрсперг фон Маутерн. «Милый неприятель! Цвет австрийского воинства, герой турецких войн! Вражда кончена, мы можем подать друг другу руку… император Наполеон сгорает желанием узнать князя Ауэрсперга». Одним словом, эти господа, не даром гасконцы, так забрасывают Ауэрсперга прекрасными словами, он так прельщен своею столь быстро установившеюся интимностью с французскими маршалами, так ослеплен видом мантии и страусовых перьев Мюрата, qu"il n"y voit que du feu, et oubl celui qu"il devait faire faire sur l"ennemi. [Что он видит только их огонь и забывает о своем, о том, который он обязан был открыть против неприятеля.] (Несмотря на живость своей речи, Билибин не забыл приостановиться после этого mot, чтобы дать время оценить его.) Французский баталион вбегает в tete de pont, заколачивают пушки, и мост взят. Нет, но что лучше всего, – продолжал он, успокоиваясь в своем волнении прелестью собственного рассказа, – это то, что сержант, приставленный к той пушке, по сигналу которой должно было зажигать мины и взрывать мост, сержант этот, увидав, что французские войска бегут на мост, хотел уже стрелять, но Ланн отвел его руку. Сержант, который, видно, был умнее своего генерала, подходит к Ауэрспергу и говорит: «Князь, вас обманывают, вот французы!» Мюрат видит, что дело проиграно, ежели дать говорить сержанту. Он с удивлением (настоящий гасконец) обращается к Ауэрспергу: «Я не узнаю столь хваленую в мире австрийскую дисциплину, – говорит он, – и вы позволяете так говорить с вами низшему чину!» C"est genial. Le prince d"Auersperg se pique d"honneur et fait mettre le sergent aux arrets. Non, mais avouez que c"est charmant toute cette histoire du pont de Thabor. Ce n"est ni betise, ni lachete… [Это гениально. Князь Ауэрсперг оскорбляется и приказывает арестовать сержанта. Нет, признайтесь, что это прелесть, вся эта история с мостом. Это не то что глупость, не то что подлость…]


МОБИЛЬНЫЙ РАДИОЛОКАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС

ДЛЯ ОБНАРУЖЕНИЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ

И БАЛЛИСТИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ 55Ж6МЕ «НЕБО-М»

MOBILE RADAR COMPLEX FOR DETECTION

OF AERODYNAMIC AND BALLISTIC OBJECTS 55ZH6МЕ «NEBO-M»

13.08.2012
КОНЦЕРН ПВО «АЛМАЗ-АНТЕЙ» ПРОДЕМОНСТРИРОВАЛ ШИРОКОЙ ПУБЛИКЕ НОВУЮ РАЗРАБОТКУ

На демонстрационной площадке техники в Жуковском, где прошли мероприятия, посвященные празднованию 100-летия Военно-воздушных сил России, публике представили новый многофункциональный радиолокационный комплекс 55Ж6МЕ.
Этот комплекс является «свежей» разработкой концерна ПВО «Алмаз-Антей». Его испытания завершились в октябре 2011 года.
Многофункциональный радиолокационный комплекс 55Ж6МЕ нового поколения предназначен для обнаружения аэродинамических и баллистических целей в условиях воздействия радиопомех.
В его состав входят:
РЛМ-МЕ — радиолокационный модуль метрового диапазона волн;
РЛМ-СЕ — радиолокационный модуль сантиметрового диапазона волн;
РЛМ-ДЕ — радиолокационный модуль дециметрового диапазона волн;
КУ РЛК — кабина управления РЛК.
www.i-mash.ru

27.01.2013
ЗАПАДНЫЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ ПОЛУЧИТ 16 НОВЫХ РАДИОЛОКАЦИОННЫХ СТАНЦИЙ В 2013 ГОДУ

Западный военный округ (ЗВО) получит 16 новых радиолокационных станций в 2013 году, передает «РИА Новости» со ссылкой на официального представителя ЗВО полковника Андрея Бобруна.
По его словам, «в 2013 части радиотехнических войск ЗВО пополнятся современными и перспективными образцами техники: 16 новых радиолокационных станций поступят в радиотехнические батальоны в Ленинградской, Мурманской, Архангельской областях и республике Карелия», – отмечает агентство.
В частности, в течение года округ получит станции «Каста-2Е2», «Небо-М» и «Небо-У».
Кроме того, будут получены станции «Сопка» для контроля целей на малых и предельно малых высотах, станции «Оборона» для дальнего обнаружения.
А.Бобрун отметил, что многие РЛС, которые уже стоят на вооружении в ЗВО, пройдут в 2013 году плановую модернизацию.
По словам А.Бобруна, «в рамках государственной программы вооружения к 2020 году в Западный военный округ поступят свыше 50 современных радиолокационных станций и комплексов различного диапазона действия для информационного обеспечения зенитных ракетных и новейших авиационных комплексов», – передает «РИА Новости».

15.01.2015

В текущем году в Восточном военном округе будут поставлены на боевое дежурство четыре радиолокационные станции «Небо-М» и «Небо-УМ».
Станции поступят в радиолокационные части, дислоцированные в Забайкальском, Хабаровском и Приморском краях, и дополнят общую систему контроля за воздушным пространством.
Новые РЛС относится к межвидовым радиолокационным станциям больших и средних высот. Комплексы способны проводить анализ информации на рабочих высотах о маломерных гиперзвуковых и аэродинамических целях в сложных метеоусловиях, передавать собранную информацию в боевые подразделения ПРО - зенитно-ракетные части средней и малой дальности действия.
Пресс-служба Восточного военного округа

20.02.2015
Войска воздушно-космической обороны (ВКО) приступили к развертыванию нового радиолокационного комплекса «Небо-М», способного в условиях помех отслеживать небольшие аэродинамические, а также гиперзвуковые цели. Об этом сообщил в четверг журналистам официальный представитель Войск ВКО полковник Алексей Золотухин.
По его словам, такие комплексы отличаются существенно увеличенной дальностью действия, высоким темпом обновления и выдачи данных по баллистическим и гиперзвуковым целям.
«Использование активных фазированных антенных решеток позволяет повысить характеристики обнаружения и сопровождения целей», — отметил Золотухин.
Кроме того, рассказал полковник, для использования «Неба-М» требуется вдвое меньше людей, чем прежде, за счет полностью цифровой автоматической обработки данных, способности комплекса распознавать классы целей и других технических особенностей.
Расчеты для этих радаров готовят в Центре подготовки специалистов зенитных ракетных войск Военно-космической академии им. Можайского. Там в 2013 году развернули учебный комплекс «Небо-М». С этого момента успели подготовить уже около 250 человек.
ТАСС

06.05.2015


Радиолокационный комплекс нового поколения «Небо-М», предназначенный для решения задач ПВО и радиолокационного обеспечения зенитных ракетных войск в сложной воздушной и помеховой обстановке, будет представлен в экспозиции Войск ВКО на форуме «Армия-2015».
Как сообщили в Управлении пресс-службы и информации Министерства обороны Российской Федерации, мобильный многодиапазонный комплекс программного обзора «Небо-М» способен выполнять задачи по выдаче информации о малоразмерных аэродинамических и гиперзвуковых целях в сложных помеховых условиях, а также выдаче информации зенитным ракетным системам нестратегической противоракетной обороны ближнего и среднего рубежей перехвата.
В настоящее время специалисты командования ПВО и ПРО Войск воздушно-космической обороны приступили к подготовке радиолокационного комплекса «Небо-М» к транспортировке автотягачами из пункта постоянной дислокации к месту размещения экспозиции.
Военно-технический форум «Армия-2015» пройдет в июне текущего года на территории военно-патриотического парка культуры и отдыха Вооруженных Сил РФ «Патриот» в подмосковной Кубинке.
ЦАМТО

Ми-28Н ударный вертолет «Ночной охотник».

Комплекс 55Ж6М - новейшая разработка российских конструкторов. По своим техническим возможностям он способен заменить в случае необходимости практически любое из существующих в настоящее время подразделений подобного класса. Современных мировых аналогов комплекс на сегодняшний день не имеет.

Мобильный межвидовой многодиапазонный РЛК «Небо-М» (экспортное обозначение 55Ж6МЭ) больших и средних высот представляет собой систему взаимосвязанных блочно-модульных элементов, размещенных на четырехколесных шасси повышенной проходимости. Он способен определить координаты цели по удаленности, высоте и углу места. 55Ж6М предназначен для обнаружения всех существующих, а также перспективных средств воздушного и космического нападения (баллистические и гиперзвуковые КР, самолеты, вертолеты и беспилотные пилотируемые ЛА всех типов и т. п.). Его второе назначение - наведение на выявленные цели средств поражения, стоящих на вооружении российских ПВО/ПКО малой и средней дальности. Министерство обороны России заказало 100 таких станций.

Структура.
Комплекс состоит из четырех машин: трех крупногабаритных РЛМ (РЛМ-М, РЛМ-Д, РЛМ-С) с активной фазированной антенной решеткой (ФАР), работающих в метровом (УКВ), дециметровом (L) и сантиметровом (C/X) диапазонах, кабины управления РЛК (командный и информационный модули). РЛМ-М предназначена для поиска и обнаружения малоразмерных целей. РЛМ-С и РЛМ-Д служат для их сопровождения и последующего наведения на них ракет. В состав бортовой аппаратуры кабины управления интегрирован комплексированный вторичный радиолокатор. Его наличие обеспечивает работу комплекса в режимах как отечественной, так и международной систем УВД/ RBS (вторичной радиолокации) опознания. Все средства обнаружения и наведения «Небо-М» обладают большими зонами обнаружения малозаметных и малоразмерных целей. Это оборудование размещено на четырехосных колесных шасси БАЗ-6909-015.

Конструкция и применение.
Конструктивно РЛК способен работать независимо в трех основных режимах (одном из трех), а в адаптивном варианте - во всех трех диапазонах одновременно, максимально используя достоинства длин волн каждого диапазона от метровых до сантиметровых.

Одно из его важнейших достоинств - реализованная в конструкции возможность устойчивой работы радара в УКВ-диапазоне. Это связано с тем, что широко применяемые в настоящее время технологии «стелс» почти полностью теряют в нем свою эффективность, так как законцовки крыла и стабилизаторы самолетов по своим геометрическим размерам близки к данному диапазону радиоволн.

Комплекс «Небо-М» обладает минимальным временем завязки трасс по целям, особенно высокоскоростным, значительным темпом выдачи и обновления информации, в том числе по маневрирующим и высокоскоростным це­лям. 55Ж6М способен засекать пуски БР на очень больших дальностях и имеет значительные потолки при работе в режиме сопровождения выявленных баллистических целей.

Особенности.
У нового комплекса удалось достигнуть высокой мобильности благодаря использованию новых технических решений. Важнейшими из них являются размещение радиолокатора каждого диапазона на отдельном шасси высокой проходимости, наличие встроенного автономного источника энергоснабжения на каждом агрегате, размещение комплектов аппаратуры и оборудования во вращающихся контейнерах, отсутствие внутренних кабельных соединений РЛМ, применение гидравлических систем развертывания/свертывания антенных решеток. К техническим особенностям относятся также применение гидравлических систем горизонтирования и стабилизации платформ, реализация радиоканала обмена информацией и управления модулями (это позволило полностью отказаться от межкабинных кабельных соединений), наличие автоматической системы топопривязки и навигации, включая спутниковые (ГЛОНАСС и GPS).