Попасть в туристический бизнес сегодня стало довольно сложно. Чтобы успешно работать, нужен известный бренд, хороший сервис и демократичные цены. Но, даже при всех этих составляющих никто не даст вам гарантию быстрой окупаемости бизнеса.

Тем не менее, в туристической сфере есть ниша, которая не требует больших вложений, быстро окупается и пока не страдает от высокой конкуренции - визовые центры. О том, как открыть визовый центр, и нужно ли для этого покупать франшизу, читайте далее.

Востребованность бизнеса

С начала года 16,4 млн. россиян съездили за границу. Самыми популярными странами у российских туристов стали Турция, Египет, Испания, Кипр и Германия. Чтобы посетить ту же Турцию или Египет, достаточно забронировать отель и место в самолёте, а вот для визита в большинство других стран понадобится оформить визу.

У разных стран разные требования к документам на получение визы и разные процедуры оформления. Если, для того, чтобы получить визу в Грецию, достаточно предоставить лишь загранпаспорт, копию внутреннего паспорта и несколько фотографий, то для визы в США придётся ещё и заполнить специальную форму на английском языке с соблюдением всех правил транслитерации и пройти очное собеседование в посольстве или консульстве США.

Конечно, и в том, и в другом случае оформление визы может стать достаточно хлопотным делом. Большинству людей сложно правильно заполнить все необходимые бумаги, да, потом, и не у всех есть время, чтобы съездить в посольство или консульство, особенно если в вашем городе их нет.

Поэтому многие сегодня предпочитают оформлять визы через посредников. В большинстве случаев туристическую визу помогает сделать турагентство. Но россияне всё чаще стремятся организовывать свои путешествия самостоятельно. Да и не всегда для поездки за рубеж нужна именно туристическая виза. Поэтому с каждым годом растёт популярность такого явления, как визовые центры.

Первые визовые центры появились в России при посольствах различных стран

Такие посредники оформляют визу только в одну страну и берут с каждого обратившегося сервисный сбор.

Желающих немного переплатить , лишь бы не занимать очередь в посольство с ночи, оказалось достаточно, и вскоре идею с визовыми центрами подхватил частный бизнес. Сегодня коммерческие визовые центры могут оформлять документы сразу в несколько десятков стран. Приветливые работники центров подсказывают, как правильно оформить бумаги, принимают документы у своих клиентов, а через некоторое время выдают готовый документ.

Алгоритм работы у таких центров не особенно сложен - работникам необходимо лишь знать, как именно оформлять документы в каждую конкретную страну и передавать их в посольство. Гарантий на то, что клиент непременно получит визу, центры дать не могут, ведь они лишь посредники . Зато с каждого обратившегося они берут комиссию, которая позволяет неплохо заработать. А небольшие инвестиции и быстрая окупаемость делают визовые центры достаточно интересным и прибыльным бизнесом.

Визовый центр как бизнес


Визовый центр как бизнес в первую очередь будет интересен тем, кто мечтал себя попробовать в сфере туризма . Если развивать бизнес турагентства сегодня достаточно сложно - мало того, что спрос упал на 40-50% из-за курсов доллара и евро, так ещё и возрастает количество туристов, которые стремятся организовывать путешествия самостоятельно, а конкуренция на рынке крайне высока, - то визовый центр может стать гораздо более выгодным вариантом. Хотя, конечно, снижение спроса на туризм сказывается и на них.

И всё же, ниша визовых услуг не так занята, как туристическое направление в целом, а значит и прямая конкуренция здесь не так велика. По всей России сегодня действует порядка 60 консульств и 350 визовых центров разных стран, а коммерческих визовых центров и того меньше.

Отдельно стоит рассказать о том, с кем именно придётся конкурировать тем, кто решился зайти в эту сферу. Само собой, первый и главный соперник - другие коммерческие визовые центры. Несмотря на то, что их пока не так много, на рынке уже есть достаточно известные и сильные игроки. Победить их можно за счёт предлагаемых цен и уровня сервиса. Эти слова подтверждает руководитель сети визовых центров Денис Шипков :

«Виза как продукт универсальна и не имеет большого числа качественных показателей, поэтому принципиальное значение приобретает уровень сервиса и лояльность клиентов»

Официальные визовые центры стран конкурентами можно назвать лишь условно. Во-первых, если не открываться в городе, где есть они есть, то и конкурировать с ними не придётся. Во-вторых, коммерческие визовые центры зачастую работают с ними: готовят документы к подаче, записывают своих клиентов на собеседования.

Особые отношения у визовых центров с турагентствами. Последние могут быть конкурентами визовых центров, если берут оформление виз своих клиентов на себя или работают с крупными туроператорами. Однако, турагентства сами могут быть клиентами визовых центров. Многим из них гораздо проще передать оформление виз на аутсорсинг, нежели самостоятельно заниматься этим вопросом.

Но основные клиенты визовых центров - это всё-таки частные и юридические лица. Ведь мы помним, что визы нужно оформлять те только для туристических поездок, но и для бизнес-целей. Хотя процент таких обращений всё же меньше, чем по туристическим визам - из 16,4 млн. россиян только 387 тыс. выехали со служебной целью.

Характерно, что бизнес визового центра является весьма доходным.С одной оформленной визы можно получить такой же процент комиссии, как и с одного проданного турагенством тура. По словам руководителя сети визовых центров Visa Travel Дениса Шипкова, средняя маржа с визовых услуг составляет около 200 тыс. рублей в месяц .

При этом открыть визовый центр не так затратно, как большинство других бизнесов. Руководитель по развитию сети визовых центров «Поехали» Ася Китайчик считает:

«В целом, этот бизнес подходит тем, кто не имеет больших сбережений - начальные вложения минимальны».

Чтобы открыть визовый центр, необходимо лишь снять офисное помещение, обставить его оргтехникой и нанять сотрудников. Инвестиции в такой бизнес варьируются от 200 до 500 тыс. рублей.

Высокая маржинальность и сравнительно небольшие инвестиции обеспечивают достаточно быструю окупаемость визовых центров. Средний срок, на который стоит рассчитывать, - от 6 до 9 месяцев. Однако окупиться бизнес может гораздо быстрее.

Одним из важных условий , влияющих на конкуренцию, поток клиентов и окупаемость бизнеса является город, в котором открыт визовый центр. С одной стороны, чем больше в городе населения, тем больше у визового центра потенциальных клиентов, а значит и больше дохода. С другой стороны, в большинстве милионников и конкуренция выше.

Наиболее привлекательными для визового центра как бизнеса могут стать средние и небольшие города, в которых высок спрос на туристические услуги и мало прямых конкурентов. Хотя не все представители отрасли согласны с тем, что город размещения визового центра имеет большое значение. Директор «Визатурсервис» в Новосибирске Мария Страшнова делится своим опытом:

«От размера города зависит немногое, например, у нас есть офисы в небольших городах Прокопьевске и Твери. Естественно, есть отличия в схемах работы с клиентами. Но работать интересно и в крупных городах»

Чтобы точнее понимать, «выстрелит» ли визовый центр в вашем городе, необходимо проанализировать рынок: насколько высок спрос и на какие именно направления, не слишком ли много вокруг конкурентов, будет ли бизнесу куда расти. Конечно, начинающему бизнесмену провести такой анализ будет сложно. Поэтому имеет смысл купить франшизу визового центра.

Франшиза визового центра


Визовые центры, продающие франшизу, перед тем, как обсуждать её условия с потенциальным франчайзи, первым делом узнают, где планируется открытие. Зачастую, если в вашем городе уже есть филиал сети визовых центров, открыться в нём по франчайзингу у вас не получится. Директор компании«Визатурсервис» в Новосибирске Мария Страшнова поясняет: «В нашем договоре предусмотрено эксклюзивное право открытия визового центра в пределах одного города. Естественно, в некоторых крупных городах может быть и несколько офисов. Всё это рассчитывается нашими специалистами индивидуально».

В особенно крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург, видят смысл открывать по несколько филиалов и другие сети, например, «Международный визовый центр» . Здесь конкуренция, конечно, высока, но есть и достаточное количество потенциальных клиентов, которым не захочется ездить из одного района города в другой, чтобы оформить визу.

Визовый центр-франчайзор не только оценивает насколько вообще пригоден тот или иной город для бизнеса франчайзи, он ещё и передаёт бизнес-процессы, налаживать которые у новичка зачастую нет времени. Глава сети Visa Travel Денис Шипков поясняет:

«Каждый день нам приходится сталкиваться с новыми изменениями в плане законодательства, процедур и нюансов оформления визовых документов. Порой на переосмысление бизнес-процессов просто не остается времени»

Например, с 1 сентября 2015 года изменились правила получения шенгенских виз для россиян. Теперь для получения разрешения на въезд в Шенгенскую зону необходимо сдавать отпечатки пальцев, что уже автоматически не позволяет оформить визу без личного визита в консульство и визовый центр при нём. Коммерческий визовый центр принять дактилоскопию не сможет, он сможет лишь записать клиента на эту процедуру.

Глава туристического агентства «Глобал Вояж» и потенциальный франчайзи из Казани Екатерина Храмкова считает, что такая практика очень негативно скажется на работе коммерческих визовых центров: «Делать дактилоскопию частные центры не имеют права. Поэтому человеку в любом случае придётся идти в официальный визовый центр при консульстве, а там он столкнётся с таким же вежливым обращением и готовностью помочь. Плюс он увидит, что и сервисный сбор ниже. В следующий раз, чтобы оформить визу, он предпочтёт обратиться напрямую в центр при консульстве». По словам Екатерины, конкурировать в таких условиях можно только предоставив какие-то новые и востребованные на рынке услуги.

Отметим также, что шенгенские визы - самые востребованные в России. В 2014 году россияне получили 5,76 млн. таких виз . Поэтому отказ оформлять шенгенские визы через коммерческие визовые центры может сильно ударить по их выручке.

Тем, кого трудности не пугают, стоит знать, что

Бизнес-процессы и составляющие франчайзингового пакета - то, на что нужно в первую очередь обращать внимание, покупая франшизу визового центра

С большинством этих задач можно справиться и самостоятельно. Наиболее ценными приобретениями, которые вы получаете вместе с франшизой, являются специальная CRM-система, которая позволит отследить работу с каждым клиентом, партнёрство с туристическими агентствами и гарантированный поток клиентов уже в первый месяц работы.

Кроме того, работа по франшизе, даёт такое преимущество, как возможность организовать в своём визовом центре оказание дорогостоящих дополнительных услуг .

Дополнительные услуги


Помимо того, что наценка на каждую оформленную визу может составлять до 40%, визовые центры зарабатывают ещё и на дополнительных услугах.

Часть услуг пересекается с тем, что предлагают турагентства. В визовых центрах вовремя поняли, что даже тем, кто решил поехать за границу самостоятельно, всё равно необходимо долететь до места, добраться из аэропорта до отеля и заселиться. Поэтому визовые центры предлагают обратившемуся клиенту забронировать билеты на самолет, место в отеле, заказать трансфер, арендовать авто за рубежом и оформить страховку. Все эти услуги помогают получить дополнительный заработок и не требуют особых компетенций.