Получение льгот обычно ассоциируется с длинными очередями в инстанциях и постоянным исправлением некорректно заполненных или собранных документов. Оформление налогового вычета является одним из редких исключений, когда процедура подачи документов заметно упрощена.

Существуют два способа компенсации – через налоговый орган или место работы.

Рассмотрим, какие документы необходимо собрать в обоих случаях.

Оформление вычета через налоговую инспекцию

Чтобы вернуть подоходный налог данным способом, следует обратиться в налоговый орган по месту жительства и предоставить пакет документов.

Полный список можно найти на сайте территориальной налоговой инспекции. В разных регионах могут существовать отличия в количестве и способе заполнения документов. Чтобы не получилось «испорченного телефона», лучше найти контакты и адрес учреждения, после чего назначить встречу и пообщаться с инспектором лично.

Примерный пакет документов для оформления вычета по ипотеке представляет следующий перечень:

  • паспорта лиц, на средства которых приобретается жильё. Для несовершеннолетних, на имя которых оформляется недвижимость, требуется свидетельство о рождении;
  • договор купли-продажи . Поскольку налоговый вычет производится лишь для сданного в эксплуатацию дома, а не существующего ещё на стадии проекта, следует подготовить акт приемки-сдачи;
  • свидетельство о праве собственности на жильё;
  • индивидуальный налоговый номер лица, оформляющего налоговый вычет;
  • договор с банком о выдаче кредита на приобретение недвижимости (цель кредитования должна быть указана в договоре);
  • справка из банка , подтверждающая выплаченные проценты, и платежные документы (чеки или квитанции, подтверждающие внесение средств);
  • справка о доходах (форма 2-НДФЛ) – выдается в бухгалтерии по месту работы;
  • заполненная декларация по форме 3-НДФЛ (образец находится );
  • заявление о возврате подоходного налога на счёт заявителя.

Если получать компенсацию планируется в виде увеличенной заработной платы по месту работы, то в заявлении указывается не номер счёта, а реквизиты работодателя. На адрес последнего выписывается справка, на основании которой в бухгалтерии возвращают подоходный налог заявителю.

Несмотря на внушительный перечень документов, большинство из них уже оформлены – требуется лишь предоставить инспектору оригиналы вместе с заверенными копиями.

Оформление налогового вычета на месте работы

Первым шагом в оформлении компенсации является получение справки из налоговой (см. выше).

После этого нужно продублировать для работодателя некоторые документы:

  • акт приёма-передачи и договор купли-продажи;
  • свидетельство о праве собственности;
  • платёжные документы (квитанции, чеки или расписка в получении денег);
  • заявление о возврате подоходного налога.

Какой способ налогового вычета выбрать?

Преимущества компенсации через налоговую инспекцию заключаются в прямом возврате денег налогоплательщику. Это не касается средств, которыми возмещается оплата процентов по кредиту – они расходуются целенаправленно на погашение текущей задолженности.

Также через налоговый орган можно получить вычет за несколько предыдущих лет единовременно. Минусы способа заключаются в длительном ожидании положительного решения и возврата средств.

При оформлении налогового вычета по месту работы компенсация происходит постоянно, по мере начисления зарплаты. Предприятие не несёт во время этих выплат никаких убытков – просто подоходный налог перечисляется не государству, а сотруднику. Данный способ стоит выбирать в том случае, если место трудоустройства стабильно и увольнение не входит в ваши ближайшие планы.

При смене работодателя процедуру оформления в налоговой инспекции придётся проходить заново.