Понятие, общая характеристика, задачи, принципы, конституционные основы финансовой деятельности Российской Федерации.

В материальном смысле слова Финансы – это фонды денежных средств (не деньги!) Фонды – это системы отношений, которые формируют некий объем денежных средств. Это юридическая конструкция в рамках которой ден. средства собираются, используются и распределяются.

Главная функция Финансов – перераспределение.

Фин. деятельность – это регламентируемая нормами права деятельность по созданию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, осуществляемая государством или уполномоченными законом лицами в целях её бесперебойного функционирования и развития. Вся финансовая деятельность подпадает под правовую регламентацию. Финансовая деятельность органов государственной власти и местного самоуправления имеет публичный характер, общую направленность на обеспечение потребностей общества, реализацию задач социально-экономического развития, поддержание обороноспособности и безопасности страны. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований является важной и необходимой составной частью механизма социального управления. Главной, определяющей целью этой деятельности должно быть согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 7) создание усл-ий, обеспеч. достойную жизнь и свободное развитие человека. Финансовая деятельность муниципальных образований, осуществляемая через органы местного самоуправления, направлена на решение задач местного значения, определенных законодательством о местном самоуправлении. Цель также: финанс. обеспечение бесперебойного функционирования и развития гос-ва и общества. Задачи фин. деятельности: аккумулирование и распределение фондов ден. средств в соответствии с целями гос-ва, стимулированиесоциально-экономического развития, контроль за законным и целесообразным использованием денежных ресурсов, обеспечение обороноспособности и безопасности страны, использование финансовых ресурсов для деятельности государственных органов. Особенности: в отличие от др. сфер деят-ти гос.: она имеет межотраслевой характер, осуществление гос. финанс. функций протекает в виде деятельности как представит, так и исполнит органов власти, сфера финанс. деятельности относится к ведению как фед. органов, так и субъектов РФ, а также ОМС. Кроме того, имеется область совместного ведения Федерации и субъектов. Принципы : федерализма , плановости , приоритет законодательной власти над исполнительной , принцип приоритета публичных интересов (использование финансово-правовых институтов в целях государственного регулирования экономики, исходя из общезначимых задач общества), единство финансовой политики и денежной системы (является необходимым условием гарантированного К РФ единства экономическо­го пространства в РФ, свободного перемещения финансовых средств (ч. 1 ст. 8)), самостоятельность финансовой деятельности ОМС (К РФ (ст. 12, 130-133), принцип гласности (основы его установлены нормами К РФ, требующими официального опубликования законов, что непосредственно относится и к законам, регулирующим финансовую деятельность), законность (выраж. в том, что весь процесс созд, распредел и использ ден. средств детально регламентирован нормами фин. права. Их соблюден обеспечивается возможностью применения мер гос. принуждения). Функции финансовой деятельности :



а) образование государственных и муниципальных денежных фондов;

б) распределение государственных финансовых ресурсов;;

в) использование государственных и муниципальных финансовых ресурсов;

г) государственный и муниципальный контроль за движением финансовых ресурсов;

д) эмиссия денежных знаков.

Конст. основы фин. деятельности : В РФ гарант-ся единство экономического пространства, своб-е перемещение товаров, услуг и фин. ср-в, поддержка конкуренции, свобода экон. дея-ти (ст.8), разграничение компетенции РФ и субъектов в области фин-го, валютного, кредитного регулирования (ст. 71), право гр-н РФ участвовать в упр-нии делами гос-ва как непоср-но, так и через своих предст-лей (ст.32, в вед-и РФ нах-ся: устан-е основ фед. финансовой политики, финансовое, вал-е и кредитное регулирование, (ст. 71). К совм ведению отнесено уст-е общ. принципов налогообл-я и сборов в РФ (ст.72). Вне этих пределов субъекты РФ обладают в области финансов всей полнотой ГВ (ст. 73,76), самостоятельность финансовой деятельности ОМС (К РФ (ст. 12, 130-133).

Осуществление, государством финансовых функций протекает в виде деятельности как представительных, так и исполнительных органов власти. По своему характеру эти формы могут быть правовыми и неправовыми . Правовые формы выражаются в принятии правовых актов в связи с установлением или применением норм. Неправовые формы - это инструктирование финансовой службы предприятий, проведение совещаний в аппарате финансовых и налоговых органов и т.п. Юридического значения они не имеют, но создают предпосылки для осущест­вления правовых форм финансовой деятельности. Финансово правовые акты - это принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию. Они устанавливают, изменяют или отменяют финансово-правовые нормы или служат основанием для возникновения, прекращения, изменения конкретных правоотношений. Применение тех или иных правовых форм финансовой деятельности определяется значением и содержанием регулируемых отношений (например: принятие фед. бюджета оформляется федеральным законом. Это вытекает из общегосударственного значения бюджета. В отличие от этого вопросы выделения денежных средств подведомственным предприятиям решаются актами министерств и других органов государственного управления). Финансово-правовые акты можно классифицировать по юридическим свойствам, по юридической природе, по органам, их издающим: по юридическим свойствам нормативные (регулируют группу однородных финансовых отношений и содержат общие правовые нормы) и индивидуальные (общие правила, уст. в нормативных актах, конкретизируются в индивидуальных финансово-правовых актах, которые предусматривают один какой-либо конкретный случай, обращен к точно определенным участникам финансовых отношений, ведет к возникновению, изменению или прекращению конкретных финансовых правоотношений). Например, на основе такого нормативного финансово-правового акта, как Закон РФ «О подоходном налоге с физических лиц», государственная налоговая инспекция направляет конкретному гражданину, получающему доход от предпринимательской деятельности, извещение об уплате определенной суммы налога. По юридической природе финансово-правовые акты подразделяются на: а) законодательные , по вопросам финансовой деятельности государства; б) подзаконные (акты всех других государственных органов, основанные на законе и принятые во исполнение закона). Выделяют Финансово-плановые акты - это акты, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период. Существование финансово-плановых актов обусловлено действием принципа плановости. К ним относятся: федеральный бюд­жет, а также государственные бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты; бюджеты государственных и муниципальных внебюджетных фондов; финансово-кредитные и кассовые планы банков; финансовые планы страховых организаций; и др. Методы : Все способы осуществления финансовой деятельности на общие и специальные . Общие способы используются при осуществлении практически всех функций финансовой деятельности (командно-волевой (импе­ративный), рекомендательный, согласовательный способы). Командно-волевой (императивный) - государство и муниципальные образования в ходе финансовой деятельности через правовые акты, действуют по принципу «команда - исполнение». Государство и муниципальные образования в одностороннем порядке, без согласия адресата, дают ему команды, которые являются обязательными для исполнения.

Способ согласования - используется в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образований весьма редко, в основном для решения вопросов, в которых заинтересованы два уполномоченных государством органа. Специальные методы финансовой деятельности «работают» в процессе реализации определенных функций этой деятельности. Метод обязательных платежей (проявляется через установление налогов, сборов, поступающих в государственные и муниципальные фонды), Метод добровольных платежей (проявляется через реализацию государственных и муниципальных займов физическим и юридическим лицам, продажу им государственного и муниципального имущества, добровольные пожертвования различных субъектов в пользу государства), Метод финансовых изъятий (проявляется в изъятии государством свободного остатка прибыли казенного предприятия), Штрафной метод (установлении и применении штрафов, пеней и других санкций), Метод финансирования (безвозвратное и безвозмездное выделение денежных средств), метод публичного кредитования (выделение гос. и муниципальных денежных средств на началах возвратности и возмездности), Метод процентных отчислений от регулирующих доходов (выделение субъектам РФ и МО соответственно из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ отчислений (в процентах) от федеральных и региональных налогов и иных платежей), Метод субвенций (выделение сумм из бюджета вышестоящего уровня на определенный срок и на конкретные цели), Метод дотаций (выделение субъектам РФ и МО финансовых ресурсов без целевого назначения).

Финансовая деятельность осуществляется любым предприятием, независимо от его формы собственности. Она заключается в организации появляющихся в процессе взаимодействия с другими физическими или юридическими лицами. Такие отношения - составная часть денежных, которые возникают во время движения средств.

Финансовая деятельность - это сложная система действий, целью которой является успешное формирование первоначального капитала с последующим пропорциональным обеспечением таких действий: формирование и использование доходов и других финансовых ресурсов, выполнение обязательств.

Эта система использует различные методы и формы для обеспечения успешного функционирования предприятий и осуществления поставленных целей. Иначе говоря, она представляет собой практическую финансовую деятельность предприятия, обеспечивающую его жизнедеятельность и повышение результативности.

Одной из основных целей финансовой деятельности считается экономическое воздействие, осуществляемое в отношении партнеров и гарантирующее выполнение их договорных обязательств. Другой целью является обеспечение постоянного кругооборота средств, необходимых для успешного хозяйствования предприятия, осуществления необходимых платежей и расходов, а также получения прибыли (в денежном выражении).

Финансовая деятельность подразумевает своевременное выявление основных причин нарушения такого кругооборота, что позволяет вовремя принимать управленческие решения для их устранения. Принятие обоснованных решений возможно при условии точности и полноты учета. Эффективная финансовая деятельность предприятия - это основа для обеспечения превышения денежных доходов над расходами. Именно она позволяет осуществлять необходимые инвестиции, формирование резервов и фондов, предназначенных для компенсации убытков или ущерба.

Поступление выручки от оказания услуг и продажи товаров обеспечивает бесперебойный процесс хозяйствования и постоянный кругооборот До момента ее поступления все издержки производства финансируются за счет ранее сформированных оборотных активов. Результатом кругооборота вложенных средств является возмещение осуществленных затрат и создание своих в виде прибыли и амортизации.

Управление финансовыми и организации, связанными между собой, осуществляется при помощи финансового менеджмента. Движение влечет за собой уменьшение или увеличение денежного потока. Регулирование финансового потока обеспечивает поступление необходимых для предприятия средств. В ходе выбора приемлемого варианта финансового решения определяются следующие моменты: реальная возможность осуществления этого варианта; изменение показателей, при помощи которых оценивают финансовое состояние на ближайшие периоды или на длительную перспективу; сопутствующие доходы и затраты; условия реализации решения; другие последствия этого варианта.

Финансовый менеджмент решает большой круг вопросов, включающий в себя всю совокупность по получению и расходованию денежных средств. Он имеет свою структуру, в которую включают финансовый анализ (на базе данных бухгалтерского учёта) и вероятностные оценки будущих показателей (экономическое планирование). Финансовый менеджмент является активным управлением финансового состояния любого предприятия с помощью всех факторов, которые влияют на него.

На предприятии за финансовую работу отвечает его руководитель. По его указанию финансами управляет финансовый директор, а в случае его отсутствия - главный бухгалтер. Как правило, финансовый отдел организовывается в рамках бухгалтерии, но иногда он представляет собой отдельное структурное подразделение.

» рассматривается в двух аспектах как совокупность:

  • экономических отношений , возникающих в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения своих задач и функций;
  • фондов денежных средств , мобилизованных государством для осуществления своих задач.

Финансовая система РФ, ее состав

Совокупность звеньев в их взаимосвязи, входящих в состав финансов Российской Федерации, образуют финансовую систему России, которую составляют следующие институты:

  • с входящими в нее и ;
  • внебюджетные целевые фонды;
  • , объединений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;
  • (государственный и банковский).

В финансовую систему включаются и негосударственные фонды (федеральные и региональные, например, негосударственные пенсионные фонды); фонды банковской системы; фонды страховых организаций; фонды общественных и региональных организаций; фонды иных юридических лиц.

Финансовый институт — это группа однородных экономических отношений, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств.

Единство финансовой системы РФ

Самостоятельность субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральным законом.

Единство финансовой политики необходимое условие гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в РФ, свободного перемещения финансовых средств (ст.75).

Финансовая деятельность государства, функции, принципы и методы ее осуществления

Финансовая деятельность государства — это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Характеризуя финансовую деятельность государства, необходимо подчеркнуть, что это особый вид государственной деятельности, поскольку ею занимаются органы государства всех трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной в пределах своей компетенции.

Содержание финансовой деятельности государства выражается в многочисленных и разнообразных функциях в сфере образования, распределения и использования государственных денежных фондов (бюджетных и кредитных ресурсов; страховых денежных фондов; финансовых средств отраслей народного хозяйства и государственных предприятий). Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, департаменты и т. д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления.

Принципы финансовой деятельности

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т. е. основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ.

Основными из них являются федерализм, законность, гласность, плановость.

Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся: финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ).

Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т. д.

Принцип плановости означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

Методы осуществления финансовой деятельности

Финансовая деятельность государства осуществляется различными методами. Как управляющая система финансовая деятельность проявляется в разнообразных методах. Их разнообразие зависит от многих факторов: субъекта взаимоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств.

Методы осуществления финансовой деятельности в юридической литературе принято делить на две группы: методы собирания денежных средств и методы их распределения и использования .

Важнейший метод собирания денежных средств в государственные (Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации) и местные бюджеты — налоговый метод — метод установления налогов. В отличие от налогового метода, которому свойственен принудительный (обязательный) характер изъятия денежных средств, применяется также метод добровольных взносов — покупка государственных и муниципальных ценных бумаг, пожертвования, вклады в банки и т. д.

При распределении и использовании государственных денежных средств применяются два важнейших метода: метод финансирования и кредитования.

Метод финансирования выражается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств.

Кредитование означает выделение (предоставление) денежных средств на условиях возмездности (платности) и возвратности. Финансирование применяется в отношении государственных организаций, метод кредитования — как в отношении государственных организаций, так и иных негосударственных организаций.

Конституционные основы финансовой деятельности Российской Федерации

Федеральные государственные органы и государственные органы власти субъектов Федерации осуществляют функции финансовой деятельности в соответствии с установленным Конституцией РФ разграничением предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Так, в ведении Российской Федерации находятся: установление основ федеральной финансовой политики, финансовое, и кредитное регулирование, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития (ст. 71). К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72). Вне этих пределов субъекты РФ обладают в области финансов всей полнотой государственной власти (ст. 73,76).

Система и правовое положение органов власти, осуществляющих финансовую деятельность государства

Существует система органов управления, для которых сама финансовая деятельность является основной, определяющей содержание их компетенции. Эта система финансово-кредитных органов , специально созданных для управления финансами и для осуществления в этой сфере как его неотъемлемой функции. Данные органы охватывают своим воздействием все звенья : бюджет, целевые внебюджетные фонды, кредит, страхование, финансы предприятий, организаций, учреждений. Так, система финансово-кредитных органов в РФ в связи с экономическими преобразованиями существенно перестроена: появились новые органы (Федеральное казначейство, коммерческие банки), перестроена структура Министерства финансов РФ и соответствующих нижестоящих органов.

В единую систему органов государственного управления финансами в Российской Федерации входят РФ, министерства финансов республик, финансовые управления в других субъектах Федерации и органы федерального казначейства . Кроме того, в системе органов местного самоуправления административно-территориальных единиц (районов и городов) образуются финансовые отделы.

Особенностью финансовой деятельности является то, что ее осуществляют все органы государственной власти в зависимости от установленной компетенции.

В соответствии с Конституцией РФ Государственная дума обсуждает и принимает федеральные законы по вопросам ; ; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии. Федеральные законы, принятые Государственной думой, подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации и Президентом РФ.

Президент Российской Федерации как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти исходя из положений Конституции и федеральных законов, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в соответствии с которыми строится финансовая политика. С ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики Президент РФ обращается к Федеральному собранию (ст. 80, 84 Конституции РФ).

Президент РФ издает указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов, финансирования государственных расходов федерального уровня, организации расчетов, регулирования валютных и других финансовых отношений, организации органов финансово-кредитной системы, через Контрольное управление Президента РФ осуществляет .

Финансово-бюджетное управление Президента РФ образовано в целях информационно-аналитического обеспечения Президента РФ в области финансово-бюджетных проблем в составе Администрации Президента РФ. Его деятельность распространяется на область общегосударственных финансов, бюджета, налоговой политики, страхового дела, ценообразования, кредитных отношений и денежного обращения.

Правительство РФ осуществляет свои полномочия в сфере бюджетной, финансовой кредитной и денежной политики, определенные федеральным конституционным законом «О правительстве Российской Федерации». В частности, Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и предоставляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение и т. д.

Представительные и исполнительные органы субъектов РФ, местного самоуправления выполняют на соответствующей территории функции в области финансов в пределах своей компетенции.

Органы государственного управления РФ и субъектов РФ, выполняя свои основные задачи в определенной сфере деятельности, осуществляют одновременно и финансовую деятельность, которая обеспечивает выполнение ими своих основных задач и функций.

Для осуществления финансовой деятельности в качестве основной функции были созданы специальные органы государственного управления:

  • Российской Федерации;
  • Российской Федерации;
  • Итак, финансово-правовые акты — это принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию.

    Финансово-правовые акты можно классифицировать по юридическим свойствам, юридической природе, органам, издающим их, и другим основаниям.

    По юридическим свойствам финансово-правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финансовых отношений и содержат общие правила поведения их участников, т. е. правовые нормы. Нормативные финансово-правовые акты устанавливают виды финансовых обязательства (налогов и других платежей) предприятий и граждан перед государством, порядок исчисления установленных платежей, типичные признаки плательщиков, порядок расходования государственных денежных средств, порядок проведения финансового контроля и т. д.

    По юридической природе финансово-правовые акты делятся на:

    • законодательные, к которым относятся законы, принимаемые Государственной думой РФ, законы субъектов Федерации по вопросам финансовой деятельности государства;
    • подзаконные.

    Финансово-плановые акты — это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т. е. являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов.

    К финансово-плановым актам относятся:
    • основной финансовый план государства — РФ, государственные бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты;
    • финансовые планы государственных и муниципальных целевых фондов;
    • финансово-кредитные и кассовые планы банков;
    • финансовые планы страховых организаций;
    • финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других органов государственного управления;
    • финансовые планы (балансы доходов и расходов) предприятий и объединений;
    • сметы учреждений, организаций, состоящих на государственном и местном бюджете.

    Финансово-плановые акты получают свое юридическое оформление в актах соответствующих государственных органов. Так, федеральный бюджет утверждается законом РФ, смета учреждения — министерством, которому это учреждение подчинено. Утвержденный в установленном порядке финансово-плановый акт регулирует финансовые отношения и вызывает юридические последствия как любой финансово-правовой акт.

Под финансовой деятельностью организации понимается привлечение и воз-врат заемных источников финансирования (кредиты, займы), выпуск обыкно-венных и привилегированных акций, выплата дивидендов, штрафов, пеней, прочие внереализационные операции (рис. 7.5).
"Притоки" "Оттоки"


Денежные потоки, связанные с изменением уставного капитала, долгосрочных и краткосрочных кредитов определяются по данным баланса. При этом используется следующая формула:
АПассива = Пассив (і) - Пассив (г - 1). Г"6)
Величина прочих Енереализационных доходов (расходов) периода напрямую переносится из отчета о прибылях и убытках в отчет о движении денежных средств. Оттоки денежных средств, связанные с выплатой процентов по привлекаемым кредитам, отражаются в составе прочих операционных расходов, об учете которых говорилось при описании инвестиционной деятельности.
Сумма притоков и оттоков денежных средств по основной, инвестиционной и финансовой деятельности образует чистый денежный поток. Величину чистого денежного потока можно рассматривать как потенциальный приток денежных средств, которым должна располагать компания по результатам своей деятельности.
Фактическое изменение (фактический приток) денежных средств определяется по данным баланса и носит название фактический денежный поток. Фактический денежный поток определяется как разница денежных средств баланса на текущую и предыдущую отчетную дату. Его величина показывает, на сколько в данном периоде анализа возросла или уменьшилась сумма денежных средств, находящаяся в распоряжении компании.
Разница между фактическим и чистым денежными потоками представляет собой прочие потоки, движение которых не прослеживается по данным баланса и отчета о прибылях и убытках. Отрицательные значения прочих ПОТОКОЕ говорят о том, что предприятие несло такие затраты, как содержание объектов социально!. сферы, выплата дивидендов и различного рода пособий. Положительные значения по строке ""Прочие потоки" могут быть связаны, например, с безвоз-мездными передачами предприятию имущества.
Информация отчета о движении денежных средств поможет ответить на вопросы:
достаточно ли поступлений от основної: деятельности для финансирования оборотного капитала;
достаточно ли средств предприятия для финансирования выбранной ин-вестиционной программы;
возникает ли необходимость (и в каком объеме) в привлечении заемных источников финансирования.

Еще по теме 7.2.3. Финансовая деятельность:

  1. 2. Алгоритмы моделирования финансовой деятельности фирмы
  2. 2.1. Содержание и сущность финансовой деятельности коммерческого предприятия
  3. Раздел ЗАНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
  4. Глава 4. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
  5. § 1. Понятие и роль финансовой деятельности государства и муниципальных образований
  6. § 2. Организационно-правовые особенности и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований

ЧОУ ВО «Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова» (ИЭУП)

Антошкин Дмитрий

Михайлович

Курс заочного отделения

Ускоренные сроки обучения

Юридического факультета

Гр. 261-у

Контрольная работа

Пофинансовому праву

Вариант № 1

За 3 семестр 2017/2018 уч. года

Телефон (89083472151)

Казань-2017

1. Что понимается под финансовой деятельностью государства? Какова ее конституционнаяоснова……………………………………………………………3

2. Назовите, по каким критериям можно ограничить финансовое право от административного и гражданского права, приведите примеры……………..….7

3. Каковы субъекты (резиденты и нерезиденты) и объекты валютных отношений………………………………………………………………………......11

4. Раскройте отчетную стадию бюджетного процесса………………………….17

5. Задача: Индивидуальный предприниматель О. попал в автомобильную катастрофу, в результате чего 2 месяца пролежал в больнице и не уплатил своевременно сумму налога. Налоговый орган установил, что образовалась недоимка в сумме 50 тыс. рублей, и вынес решение о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности. О. отказался оплатить штраф, сославшись на то, что данное правонарушение было совершенно им вследствие болезненного состояния. Как, по вашему мнению, следует разрешить возникший конфликт………………………………………………………………21

6. Список использованных нормативно-правовых актов, специальной и учебной литературы………………………………………………………………..22


Что понимается под финансовой деятельностью государства. Какова ее конституционная основа.

Необходимость использования финансов (финансовой систе­мы) обусловила осуществление государством и муниципальны­ми обра­зованиями специальной, а именно финансовой деятель­ности. В ходе финансовой деятельности производится планомер­ное и це­ленаправленное образование (формирование), распреде­ление и ис­пользование государственных и муниципальных цен­трализован­ных и децентрализованных денежных фондов.

Итак, финансовая деятельность государства - это осуществление им функций по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны, поддержания деятельности государственных органов.

Финансовая деятельность муниципальных образований, осуществляемая органами местного самоуправления, направлена на решение задач местного значения, определенных законодательством о местном самоуправлении.

Финансовая деятельность муниципальных образований представляет собой осуществление функций по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию муниципальных (местных) денежных фондов в целяхреализации социально-экономических задач местного значения иобеспечения финансовыми ресурсами деятельности органов местного самоуправления.

Финансовая деятельность органов государственной власти и местного самоуправления связана с общей направленностью на потребности общества, носит публичный характер, хотя и различается конкретными задачами.

Содержание финансовой деятельности государства и муниципальных образований выражается в многочисленных и разнообразных функциях, которые действуют в названных выше общих направлениях: образование (формирование), распределение и использование государственных или муниципальных (местных) денежных фондов. Неотъемлемый элемент каждой из них - функции контроля, что вытекает из сущности финансов. Этот контроль также является финансовым соответственно содержанию всей данной деятельности.

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т.е. на основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. В силу своего содержания и закрепления в нормах финансового права они являются принципами финансового права. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ. Основными из них являются федерализм, законность, гласность, плановость.

Посредством финансовой деятельности создается материальная основа, необходимая для функционирования органов государственной власти и управления, правоохранительных органов,обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Конституция РФ имеет большое значение для всех источников права как основополагающий документ.Многие ее нормы имеют прямую финансово-правовую направленность. Это, например, норма ст. 57, устанавливающая обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, а также положение о том, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщика, обратной силы не имеют; норма ч. 3 ст. 75, определяющая, что система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие прин​ципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанав​ливаются федеральнымизакономи; нормы ст. 71, закрепляющие в ведении Российской Федерации финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежную эмиссию, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки; федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития; норма ч. 4 ст. 75, устанавливающая, что государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе;ч. 5 ст. 101, наделяющая Счетную палату правом контроля за исполнением федерального бюджета; ч. 3 ст. 104, устанавливающая, что законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ; ст. 106, закрепляющая норму о том, (например обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: а) федерального бюджета; б) федеральных налогов и сборов; в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; в ст. 114, устанавливается, что Правительство РФ разрабатывает и представляет Государствен​ной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;представляет Государственной Думе отчет об исполнении феде​рального бюджета.

Финансово-правовые нормы содержатся также в законода​тельных актах Российской Федерации и субъектов РФ, прежде всего в некоторых федеральных конституционных законах (т.е. тех, которые приняты по вопросам, предусмотренным Конститу​цией РФ). В их числе - Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 5 апреля 2013 г., принятый в соот​ветствии с ч. 5 ст. 101 Конституции РФ и определяющий компе​тенцию и порядок деятельности органа государственного финан​сового контроля.

Также значение для финансово-правового регулирования имеют, например, нормы Конституции РФ, закрепляющие федеративное устройство России (ст.1, 5, 65, 66), разграничивающие компетенцию между органами власти федерального, регионального и муниципального уровней (ст.12, 71-73, 130-133), определяющие формы и содержание права собственности (ст.8, 35, 36), устанавливающие полномочия Президента РФ (ст.80, 84, 90), Федерального собрания (ст.101, 104, 106), Правительства (ст.114, 115) в области финансовой деятельности, закрепляющие обязанности и права гражданина в области налогообложения (ст. 57).

Конституционные основы оказывают влияние на всю правовую систему, но в особенности на законодательство.