На ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» спущен на воду головной малый ракетный корабль (МРК) «Ураган» проекта 22800 «Каракурт». Корабль, строительство которого началось в декабре 2015 года, должен быть передан Балтийскому флоту в декабре 2017 года.

МРК проекта 22800 был разработан в петербургском ЦМКБ «Алмаз» в качестве дополнения к уже выпускающимся на Зеленодольском судостроительном заводе им. Горького МРК проекта 21631 «Буян-М». Но, по сути, дополнение «Буянов-М» «Каракуртами» — это не только форсированное наращивание количества МРК в ВМФ РФ, но и повышение качества их группировки. При одном и том же составе ударного оружия (крылатые ракеты «Калибр» и противокорабельные крылатые ракеты «Оникс»), при примерно равном водоизмещении (900 т у «Каракурта» и 950 т у Буяна-М") новый корабль имеет два существенных отличия.

Во-первых, у проекта 22800 лучше мореходность, он способен действовать в ближней морской зоне в условиях сильного волнения. «Буян-М» — это скорее корабль класса «река-море». Ну и скорость у «Каракурта» повыше — 30 узлов против 25 узлов.

Во-вторых, новый МРК лучше защищен от атак с воздуха. Причем — значительно лучше защищен. На «Буяне-М» лишь зенитная 12-ствольная пушка калибра 30 мм и ПЗРК «Игла». На «Каракурте» — корабельная модификация зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Панцирь-М». Правда, этот комплекс начнут устанавливать лишь начиная с третьего корабля проекта 22800, «Шторма». Поскольку корабельный вариант «Панциря» еще не готов. По этой причине два первых «Каракурта» — «Ураган» и «Тайфун» — вынуждены будут довольствоваться зенитным артиллерийским комплексом «Палаш» и шестиствольной 30-мм артиллерийской установкой АК-306. Однако и эти огневые средства обслуживает мощная РЛС с четырьмя фазированными антенными решетками, обеспечивающими круговой обзор.

Существует и еще одно важное обстоятельство. Серийное строительство МРК «Буян-М» было начато в 2010 году. Планировали построить 12 кораблей. Тогда и в помине не было никаких санкций со стороны Запада. Но в 2014 году, когда достраивались четвертый и пятый корабли («Зеленый Дол» и «Серпухов»), немецкая компания MTU Friedrichshafen прекратила поставку двигателей. И проект повис в воздухе.

На настоящий момент лишь еще один «Буян-М» (шестой в серии, «Вышний Волочок»), спущен на воду и уже буксируется в Севастополь. А четыре застряли в доках. Для них замену германскому двигателю нашли в Китае. Но выйти на прежний ритм работы завод пока не в состоянии.

С «Каракуртами» подобных проблем нет. В их конструкцию сразу же был заложен двигатель отечественного производства.

К настоящему моменту запланирована передача на Балтийский и Черноморский флоты, а также — на Каспийскую флотилию 12 МКР «Каракурт». Однако рассматривается вопрос о том, чтобы построить еще как минимум шесть таких кораблей. И они должны поступить на Тихоокеанский флот. Похоже, вопрос будет решен положительно, о чем чуть ниже.

В строительстве «Каракуртов» принимают участие четыре завода: вышеупомянутый «Пелла», судостроительный завод «Море» в Феодосии (филиал «Пелла»), Зеленодольский завод, а также завод «Залив» в Керчи (филиал Зеленодольского завода). В связи с тем, что МРК «Каракурт» является более эффективным, чем «Буян-М», есть вероятность, что после достройки уже заложенных «Буянов» зеленодольские судостроители полностью переключатся на МРК проекта 22800.

И вот на днях стало известно, что в следующем году Министерство обороны намеревается разместить заказ на строительство шести «Каракуртов» на Дальнем Востоке — на Амурском судостроительном заводе. На то есть два резона. Во-первых, эти корабли предназначены для Тихоокеанского флота, а перегонять их на Дальний Восток с верфей европейской части России слишком накладно.

Во-вторых, к принятию такого решения приложила руку Объединенная судостроительная корпорация (ОСК). Дело в том, что Амурский завод входит в ОСК, а «Пелла» и Зеленодольский завод — не входят. Поэтому решение принималось под лозунгом «необходимо равномерное распределения заказов».

Решение, казалось бы, логичное. Но при ближайшем рассмотрении возникают сомнения относительно того, сможет ли завод на Амуре выполнить масштабный заказ не только в отведенные сроки, но и вообще? То есть хотя бы когда-нибудь?

Без преувеличения можно сказать, что основанный в 1936 году в Комсомольске-на Амуре Амурский судостроительный завод — прославленное предприятие. Всего на нем было построено 49 дизель-электрических подводных лодок, 59 атомных подводных лодок, включая стратегические ракетоносцы, эсминцы различных проектов. В общей сложности до 1991 года на воду здесь было спущено более трехсот различных кораблей и судов. То есть — ежегодно завод сдавал флоту в среднем по четыре корабля приличного водоизмещения.

В постсоветский период завод был практически остановлен. За последнюю четверть века на Амуре достроены лишь две дизельные и две атомные подводные лодки. К советскому наследию не относится лишь один корвет «Совершенный» проекта 20380. Вот он заложен в 2006 году и сдан Тихоокеанскому флоту нынешним летом. И давно стал поводом для многих скандалов. Причем — скандалов заранее предсказуемых.

Строить сравнительно небольшой боевой корабль целых 11 лет — это, видимо, мировой рекорд. При этом внешних проблем, связанных с несвоевременной поставкой оборудования, не существовало. Все срывы графика работ происходили по вине предприятия.

Кроме того, АСЗ катастрофически и регулярно не хватало денег на «Совершенный». В связи с этим Минобороны пошло на беспрецедентный шаг, повысив стоимость проекта с 7 млрд. рублей до 13 млрд. И это при том, что стратегическая атомная подводная лодка четвертого поколения стоит 25 млрд.

Тем не менее, в Москве кораблестроение на Дальнем Востоке решили поддерживать любой ценой. Видимо поэтому на АСЗ в 2012 году был заложен и второй корвет того же проекта — «Громкий». Тут дело пошло резвее, хотя тоже очень медленно. В июле этого года «Громкий» был спущен на воду. В строй он ступит в лучшем случае осенью следующего года. Таким образом, и эта стройка на АСЗ очень затянется — минимум на шесть лет. В соседнем Китае за такое время строят авианосцы.

При этом завод продолжает терпеть громадные убытки, которые стремительно нарастают. В 2015 году они составили 60 млн. рублей. В прошлом году — 8 млрд. рублей. Строительство одного МРК «Каракурт» стоит 2 млрд. рублей. Таким образом, если АСЗ получит контракт на шесть таких кораблей, то заработает лет за пять (если не будут сорваны сроки строительства) максимум 12 млрд. К сожалению, долги завода за тот же период наверняка возрастут намного больше.

В этом десятилетии кризисные менеджеры приходят на завод один за другим, примерно с полуторагодичным интервалом. С 2010 года заводом руководит уже пятый генеральный директор Владимир Кулаков , занявший этот пост в мае 2016 года. Несмотря на получение инженерного образования в Ленинградском кораблестроительном институте, назвать его корабелом крайне затруднительно. Поскольку трудовую деятельность он начал в 1978 году на Ижорских заводах, дойдя в 2009 году до должности директора по продажам. Затем был коммерческим директором в ряде предприятий нефтехимической промышленности. В судостроение пришел лишь в 2014 году, временно исполняя обязанности гендиректора судостроительного завода «Лотос» в Астраханской области, специализирующегося на строительстве сухогрузов, танкеров и барж.

То есть это типичный современный «эффективный» менеджер, оперирующий, прежде всего, экономическими категориями. Что, например, можно видеть из его интервью информагентству «Восток России», данном спустя год после вступления в должность. Разумеется, говорил Кулаков и о необходимости модернизации завода, и о закупке современного оборудования, и о ремонте производственных объектов. На это, по словам директора, ему необходимо почти 5 млрд. рублей. Однако, как заявляет Кулаков, «пока модернизация завода еще не началась — для ее реализации заводу нужно завершить ряд определенных мероприятий, связанных с мировыми соглашениями, долговыми обязательствами завода, в частности, банкам и инвестиционным компаниям».

Поэтому совершенно непонятно, каким же образом завод будет строить новейшие МРК, требующие современных технологических подходов? При этом гендиректор рассчитывает получить и заказ еще на пару корветов проекта 20380. Любопытно, что в этом его интервью нет ни слова о дефиците профессиональных кадров на АСЗ.

Удивляет и взгляд гендиректора на будущее завода: «Пока АСЗ специализируется на морских, речных судах и военных кораблях. Но я надеюсь, что только с таким производством завод связан не будет. Его будущее я во многом связываю со строительством газоперерабатывающего завода в Амурской области. Завод мог бы принять большое участие в данном проекте с точки зрения обеспечения его соответствующими объектами, необходимыми для производства». Между прочим: строительством именно таких объектов и занимаются Ижорские заводы, где гендиректор АСЗ начинал трудовую карьеру.

Таким образом — да, строительство МКР «Каракурт» для ТОФа, разумеется, рационально реализовывать и на Дальнем Востоке. Но при современном состоянии Амурского судостроительного завода это очень рискованно.

Российская судостроительная промышленность продолжает выполнение множества заказов на постройку тех или иных кораблей. В текущих планах военного ведомства особое место занимает строительство кораблей второго и третьего рангов, позволяющих сравнительно быстро и с меньшими затратами провести максимально возможное перевооружение флота. При этом для достижения поставленных целей планируется строительство большого количества подобных кораблей. Так, ВМФ планирует получить 18 малых ракетных кораблей проекта 22800 «Каракурт». Первый из них должен войти в боевой состав уже в конце этого года.

Проект МРК 22800 с шифром «Каракурт» является одной из самых интересных отечественных разработок последних лет. Этим проектом предлагается строительство кораблей ближней морской зоны с водоизмещением около 800 т и развитым комплексом вооружения, включающим в себя управляемые ракеты нескольких типов. В зависимости от поставленных боевых задач, «Каракурты» смогут работать самостоятельно или в составе корабельных групп. В последнем случае они смогут дополнить уже существующие корабли тех или иных типов.


Разработка проекта «Каракурт» велась Центральным морским конструкторским бюро «Алмаз» (г. Санкт-Петербург). В основе нового проекта лежали наработки по некоторым предыдущим кораблям аналогичного назначения. Так, большое влияние на новые малые ракетные корабли оказали проекты ракетно-артиллерийского катера «12300» и МРК 21631 «Буян-М». Одновременно с этим в проекте 22800 использовались новые идеи и решения, направленные на получение тех или иных результатов. В частности, планировалось повысить мореходные качества нового корабля в сравнении с существующими образцами близких классов.

Проект 22800 был завершен несколько лет назад, и уже достаточно давно был представлен широкой общественности. Тем не менее, по понятным причинам, корабль «Каракурт» пока демонстрируется только в виде рекламных изображений и макетов. Тем не менее, в самое ближайшее время военное ведомство должно будет показать головной корабль проекта, строительство которого уже подходит к концу.

Около двух лет назад, в августе 2015 года, стало известно, что командование военно-морского флота намерено заказать судостроительной промышленности 18 малых ракетных кораблей нового типа. В дальнейшем эта информация несколько раз подтверждалась официальными лицами. Также вскоре стало известно, что имеющиеся планы флота будут выполняться при помощи нескольких отдельных заказов. Строительство новых «Каракуртов» предполагалось поручить сразу нескольким судостроительным предприятиям. Любопытно, что в определенный момент возникло недопонимание, в результате которого в прессе появились сообщения о строительстве 18 кораблей силами лишь одного завода.

Первый заказ на строительство малых ракетных кораблей проекта 22800 появился в конце 2015 года. Исполнителем по новому контракту стал Ленинградский судостроительный завод «Пелла» (г. Санкт-Петербург). В соответствии с подписанным документом, до конца десятилетия это предприятие должно будет построить 7 из 18 требуемых МРК «Каракурт». Для ускорения работ в рамках этого контракта было принято решение о передаче в аренду «Пелле» производственных мощностей других предприятий, располагающихся в иных регионах.

Первые два корабля проекта 22800 были заложены в Санкт-Петербурге 24 декабря 2015 года. В торжественной церемонии закладки принимали участие представители руководства министерства обороны и командования военно-морского флота. Первые корабли получили имена «Ураган» и «Тайфун». Закладка пяти оставшихся кораблей контракта должна была состояться в обозримом будущем.

Во время церемонии закладки первых «Каракуртов» были сделаны несколько интересных заявлений. Так, утверждалось, что эти МРК будут строиться с учетом политики импортозамещения – двигатели для них заказаны машиностроительному заводу «Звезда» (г. Санкт-Петербург). В таком контексте новые корабли рассматривались в качестве менее дорогой альтернативы сторожевикам проекта 11356, строительство которых затягивается в связи со срывом поставки импортных силовых установок.

Третий корабль, заказанный предприятию «Пелла», с мая прошлого года строится в Крыму. Для скорейшего выполнения всего контракта было решено передать в аренду этому заводу часть производственных мощностей предприятия «Море» (г. Феодосия). 10 мая 2016 года там состоялась закладка корабля «Шторм». 17 марта этого года феодосийские судостроители заложили МРК «Охотск», продолжающий серию. Оба корабля строятся при активном участии специалистов из Санкт-Петербурга.

29 июля и 24 декабря прошлого года на заводе «Пелла» были заложены еще два корабля проекта 22800 – «Шквал» и «Буря». В ближайшее время должно начаться строительство седьмого корабля, который, по некоторым данным, получил имя «Циклон». Закладка состоится в конце 2017 года на крымском судостроительном предприятии. Как и в случае с остальными кораблями серии, строительство должно будет завершиться в конце текущего десятилетия.

В начале августа 2016 года стало известно, какой завод будет строить следующие МРК нового типа. Контракт на пять новых «Каракуртов» получил Зеленодольский завод им А.М. Горького. В дальнейшем, однако, в течение длительного времени новые сведения об этом заказе не поступали. В некоторых источниках, тем не менее, даже успели появиться предполагаемые имена кораблей, но точные данные о ходе работ отсутствовали.

Позже из неофициальных источников стало известно, что первый корабль этого заказа уже заложен и строится на заводе «Залив» (г. Керчь). Как и в случае с предприятием «Море», речь идет о передачи производственных мощностей под управление другого завода. На этот раз арендатором мощностей и исполнителем заказа является Зеленодольский завод.

Не так давно был опубликован годовой отчет Зелендольского завода, в котором приводились сведения о текущих работах по строительству различных кораблей, в том числе и МРК проекта 22800. Согласно этому документу, в прошлом году состоялась закладка двух первых «Каракуртов» с заводскими номерами 801 и 802. Имена кораблей, равно как площадка для их строительства и достигнутые к настоящему времени успехи, пока не уточняются. Сроки начала строительства трех других малых ракетных кораблей тоже остаются неизвестными. Впрочем, ранее опубликованные сведения позволяют предполагать, что их заложат в самом ближайшем будущем.

Результатом выполнения двух заказов силами предприятия «Пелла», Зеленодольского завода и переданных им производственных мощностей станет появление 12 новых малых ракетных кораблей типа «Каракурт». В дальнейшем судостроительная промышленность должна будет построить и передать военно-морскому флоту еще шесть аналогичных кораблей. Какие предприятия и когда получат подобные заказы – пока не уточняется. По-видимому, следующий заказ на МРК проекта 22800 появится только в начале двадцатых годов. Получить его может любое предприятие, уже участвовавшее в программе строительства таких кораблей.

На данный момент законтрактовано 12 кораблей проекта 22800, и две трети этого числа находятся на разных стадиях строительства. Оставшиеся будут заложены в течение 2017-18 годов. Уже были объявлены планы по завершению строительства и введению новых МРК в строй. Согласно актуальным данным и последним заявлениям ответственных лиц, передача «Каракуртов» флоту начнется уже в этом году. В ближайшем будущем ВМФ будет получать по несколько таких кораблей в год.

Строительство головного корабля «Ураган» уже подходит к концу. В августе его планируется спустить на воду, и чуть позже он выйдет на испытания. Согласно имеющемуся графику, церемония поднятия флага состоится в декабре текущего года. На следующий год запланирована сдача «Тайфуна». Также в 2018-м службу может начать первый корабль, строящийся Зеленодольским заводом. В 2019 году флот должен будет получить «Шторм», «Шквал» и, вероятно, один из зеленодольских «Каракуртов». Последние из 12 заказанных кораблей пополнят боевой состав военно-морского флота в 2020-21 годах.

Вероятно, по мере освобождения стапелей и сборочных цехов министерство обороны будет заказывать новые корабли проекта 22800. По понятным причинам, их строительство завершится не ранее начала двадцатых годов, а полное выполнение имеющихся планов будет продолжаться до середины следующего десятилетия. В результате ВМФ России получит все желаемые 18 малых ракетных кораблей проекта 22800 «Каракурт».

Проектом «Каракурт» предлагается строительство корабля малого водоизмещения, предназначенного для работы в ближней морской зоне. Такие корабли должны действовать как самостоятельно, так и в составе соединений. В соответствии с такими требованиями был сформирован общий облик проекта.

МРК «Каракурт» имеет общую длину 65 м при максимальной ширине 10 м и нормальной осадке 4 м. Водоизмещение – 800 т. Обводы корпуса сформированы в соответствии с требованиями по мореходности и предполагаемой ролью корабля в составе флота. Также использована надстройка сложной формы, образованная крупноразмерными панелями и снижающая заметность корабля для средств обнаружения противника. Предлагается использование интегрированной мачты, имеющей места для монтажа четырех фазированных антенных решеток и другого радиоэлектронного оборудования.

Корабль типа «Каракурт» получает комбинированную главную энергетическую установку, построенную на основе дизельных и электрических двигателей. С ее помощью, как утверждается, удастся получить максимальную скорость хода на уровне 30 узлов. Дальность плавания на экономической скорости – до 2500 морских миль. Автономность будет составлять 15 дней.

По известным данным, МРК проекта 22800 должны оснащаться БИУС «Сигма-Э» и АМКОИ «Трасса-Э». Следить за обстановкой и находить воздушные либо надводные цели предлагается при помощи радиолокационных станций нескольких типов, в том числе «Минерал-М».

Основным ударным «Каракуртов» станут управляемые ракеты П-800 «Оникс» или «Калибр». Для их запуска корабль оснащается универсальной вертикальной пусковой установкой 3С-14 с восемью ячейками для ракет. Как и в случае с другими отечественными малыми ракетными кораблями новых типов, установка размещается в надстройки, позади мостика. При этом установка с двумя рядами ячеек по четыре в каждом помещается поперек корпуса, а не вдоль, как на других кораблях. В состав боекомплекта установки 3С-14 могут входить противокорабельные или крылатые ракеты для нанесения ударов по наземным целям. Точный состав боекомплекта и количество ракет тех или иных типов зависит от поставленной задачи.

В носовой части корабля, перед надстройкой, имеется место для монтажа башенной артиллерийской установки. Проектом 22800 предусматривается возможность использования орудия калибром 76 или 100 мм. Установка имеет дистанционно управляемые приводы и автоматические средства перезарядки.

Первые два корабля «Каракурт» оснащаются зенитными ракетно-артиллерийскими комплексами «Палаш». Осенью прошлого года стало известно, что в проект были внесены некоторые изменения, которые будут внедрены в ходе строительства серийных кораблей. Третий в серии МРК «Шторм» станет первым носителем ракетно-пушечного комплекса «Панцирь-М». Все последующие корабли серии будут получать именно такое оружие, тогда как головной и первый серийный останутся с «Палашами». К настоящему времени ЗРПК «Панцирь-М» прошел необходимые испытания и хорошо показал себя, что позволило внедрить его в существующий проект.

Появление значительного количества малых ракетных кораблей нового типа должно оказать заметное влияние на состояние и перспективы российского военно-морского флота. Благодаря малым размерам новые «Каракурты» не предъявляют особых требований к судостроительным предприятиям и потому могут строиться на нескольких существующих заводах. В частности, именно это является одной из причин того, что всего за 5-7 лет ВМФ сможет получить 12 кораблей, а строительство оставшихся 6 «корпусов» завершится уже к середине следующего десятилетия.

Несмотря на малые размеры, корабли проекта 22800 могут показывать высокую боеспособность. Они могут действовать как в ближней морской зоне, так и на некоторых реках, что расширяет районы их возможного применения. Наличие ракет «Оникс» и «Калибр», в свою очередь, обеспечивает высокий ударный потенциал. При помощи такого оружия новые МРК смогут атаковать наземные и надводные цели на больших расстояниях. Потенциал малых ракетных кораблей, оснащенных современным вооружением, уже несколько раз был продемонстрирован на практике.

Важным преимуществом «Каракуртов» является их большая численность. Она позволит передать такие корабли всем основным флотам, обеспечив возможность их применения на всех стратегических направлениях. При этом каждое из оперативно-стратегических объединений получит по несколько кораблей. Большая численность, наличие на всех флотах и высокий ударный потенциал делают новые МРК проекта 22800 многообещающим и интересным военным и политическим инструментом.

До середины двадцатых годов ВМФ России планирует получить 18 новых малых ракетных кораблей. К настоящему времени две трети этих планов была оформлена в виде контрактов, а чуть меньше половины желаемых кораблей уже находится на разных стадиях строительства. В ближайшие месяцы на испытания выйдет головной корабль «Ураган». В конце года его планируется принять в боевой состав военно-морского флота. Это событие станет первым в рамках продолжительной и важной программы.

По материалам сайтов:
https://russian.rt.com/
http://flotprom.ru/
http://tass.ru/
https://tvzvezda.ru/
http://bmpd.livejournal.com/

Это стало известно из недавно опубликованного годового отчета предприятия. ВМФ рассчитывает получить 18 «Каракуртов» для выполнения боевых задач в ближней морской зоне. Корабли проекта 22800 должны превзойти предшественников в ударной мощи и мореходности. Новейшие МРК укрепят морские рубежи и усилят присутствие ВМФ в Средиземном море.
В опубликованном отчете АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» за 2016 год говорится, что в прошлом году были заложены четыре корвета: два патрульных корабля проекта 22160 и два малых ракетных корабля проекта 22800 «Каракурт».

3 августа 2016 года руководство предприятия сообщило о поступившем от Минобороны России заказе пяти МРК проекта 22800. Как отмечается в блоге Центра анализа, стратегий и технологий (ЦАСТ), после этой новости официальной информации о ходе исполнения госзаказа не появлялось.
Из отчета следует, что расположенное в Татарстане предприятие уже строит как минимум два корвета проекта 22800 из пяти. Вероятно, речь идет о кораблях «Муссон» и «Пассат». Учитывая, что контракт с Минобороны подписан почти год назад, еще три «Каракурта» («Бриз», «Торнадо», «Смерч») должны быть заложены в течение 2017-го.
Пять МРК проекта 22800 будут построены на Зеленодольском заводе впервые. Реализация проекта началась на петербургском судостроительном заводе «Пелла» и феодосийском ССЗ «Море». Ленинградские и крымские корабелы строят шесть «Каракуртов». Контракт на один МРК был заключён с керченским ССЗ «Залив».
Завод был основан в 1895 году как судоремонтная мастерская. С 1934 года зеленодольские корабелы стали выпускать боевые корабли небольшого водоизмещения.
По состоянию на 2016 год в рамках гособоронзаказа зеленодольское предприятие осуществляло строительство 12 боевых кораблей (трех МРК, двух пограничных сторожевых и трех патрульных кораблей, двух кабельных судов и двух противодиверсионных катеров).
Из рода черных вдов
На проект 22800 Минобороны России возлагает большие надежды.
Новейшие корабли должны стать грозным оружием, которое будет нести боевую вахту, прежде всего, на Черном и Средиземном морях. Неслучайно проект получил название «Каракут» - вид пауков из рода черных вдов, чей укус может оказаться смертельным для животных и людей.
У МРК достаточно скромные габариты. Водоизмещение составляет 800 тонн, длина - 60 м, ширина - 10 м, осадка - 4 м. Корабль будет способен идти на 30 узлах (около 55 км/ч) и отдаляться от баз на 2,5-3 тыс. морских миль (4,6-5,6 тыс. км). Автономность плавания оценивается в 15 суток.
«Каракурт» должен превратиться в полноценную боевую единицу на морских просторах. Благодаря комплексу «Калибр-НК» его предшественники также обладают сокрушительной ударной мощью, но чувствуют себя комфортно только вблизи морских баз.
Предполагается, что «Каракурт» заменит в Средиземном море ракетно-артиллерийские корабли ближней морской зоны проекта 21631 «Буян-М», которые также строит Зеленодольский завод. На данный момент предприятие уже сдало ВМФ пять кораблей, ещё столько же находится в процессе постройки, по двум подписан контракт.
Боевое применение «Буянов» в сирийской операции эксперты оценили, как успешное. 7 октября 2015 года МРК Каспийской флотилии «Углич», «Град Свияжск» и «Великий Устюг» провели пуск крылатых ракет «Калибр» по объектам террористической группировки «Исламское государство»*. Цели, которые располагались на расстоянии 1,5 тыс. км, были поражены.
Однако два похода «Буянов» в Средиземное море, которые состоялись в 2016 году, продемонстрировали недостаточные мореходные качества проекта 21631. В связи с этим в октябре 2016 года МРК «Серпухов» и «Зелёный Дол» были переведены из состава Черноморского флота в Балтийский.
Под «Панцирем» и с «Калибром»
Широкая публика впервые узнала о проекте 22800 летом 2015 года. Макет корабля был представлен на международном форуме «Армия-2015» в подмосковной Кубинке. Разработчиком «Каракута» является АО «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург).
Первые два корабля, получившие названия «Ураган» и «Тайфун», были заложены в декабре 2015 года на петербургском судостроительном заводе «Пелла». В июле и декабре 2016 года ССЗ заложил еще два МРК («Шквал» и «Буря»). С мая 2016 года и марта 2017-го ССЗ «Море» строит «Шторм» и «Охотск».
Согласно текущим планам первый корабль проекта 22800 («Ураган») будет передан ВМФ в декабре 2017 года, остальные корабли пополнят российский флот в 2018-2020 годах. Ориентировочно до 2022 года в строй должны вступить 18 МРК. Сегодня в стадии постройки находятся как минимум восемь «Каракуртов», по четырем заключен контракт.
Как и «Буяны», «Каракурты» будут вооружены ракетным комплексом «Калибр», который способен поражать цели на расстоянии до 2,5 тыс. км. Противокорабельную оборону обеспечивает комплекс П-800 «Оникс», оснащенный сверхзвуковыми ракетами.
Главным новшеством вооружения «Каракурта» станет противовоздушный комплекс «Панцирь-М», который был продемонстрирован на Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге. Разработчиком этого средства ПВО ближней зоны является тульское КБ приборостроения.
«Панцирь-М» предназначен для поражения воздушных целей на расстоянии от нескольких десятков метров до 20 км. В боевом модуле собраны скоростные ракеты с радиокомандным наведением и два шестиствольных автомата калибра 30 мм.
Кроме того, геометрические формы и использование в конструкции радиопоглощающих материалов должны сделать «Каракурт» практически незаметным для радаров противника. При этом корабль будет оснащен современным радиолокационным и навигационным оборудованием.
Универсальное оружие

Основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев в комментарии RT заявил, что «Каракурт» и проекты других МРК класса «река - море» направлены на реализацию нескольких важнейших для обороноспособности России задач.
«Развитие сравнительно небольших, но мощных ударных платформ позволяет России достаточно эффективно противодействовать НАТО. При этом речь идет не только о западном флоте. Малые ракетные корабли ВМФ способны поражать почти все морские и сухопутные объекты в Европе», - отметил Корнев.
Эксперт напомнил, что Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности (ДРСМД) предусматривает запрет на производство и использование баллистических и крылатых ракет наземного базирования. На морские вооружения ограничения не распространяются. Таким образом, вооруженные «Калибрами» МРК позволяют сдерживать превосходящие западные ВМС.
«Преимущество малых корветов заключается в большей мобильности. Они могут перемещаться и наносить удары как с рек, так и из акваторий морей. К тому же МРК могут строить не очень крупные ССЗ, это не требует значительных бюджетных расходов», - сказал Корнев.
«У ВМС США со времен холодной войны осталась масса «Томагавков». При этом на вооружении кораблей ВМФ советской постройки преобладают противокорабельные ракеты. Комплекс «Калибр», установленный на МРК, является универсальным. Именно такое оружие сейчас необходимо российскому флоту», - резюмировал эксперт.
* «Исламское государство» (ИГ) - террористическая группировка, запрещённая на территории России.

Алексей Заквасин

В четверг на судостроительном предприятии «Пелла» (Санкт-Петербург) были торжественно заложены два малых ракетных корабля (МРК) нового проекта 22800 «Каракурт». Главное достоинство этих весьма скромных по размерам, но достаточно мощных боевых единиц (водоизмещением всего в 800 тонн) — на каждом будет установлено по восемь высокоточных крылатых ракет большой дальности «Калибр-НК», уже успевших доказать свою эффективность в Сирии. Другой комплект оружия — для стольких же сверхзвуковых противокорабельных крылатых ракет «Оникс» (дальность стрельбы — до 500 километров).

Ракетным оружием боевой потенциал «Каракуртов» не исчерпывается. Еще на них будут 100-мм или 76-мм универсальные автоматические артиллерийские установки, зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-М» или «Пальма». Длина каждого корабля — 60 метров, ширина — 9 метров, осадка — 4 метра. Скорость — до 30 узлов. Дальность плавания — до 2500 миль. Из чего следует, что перспективные МРК, как и их предшественников проекта 1234, предполагается использовать, главным образом, в ближней морской зоне.

Приказом главнокомандующего ВМФ оба будущих корабля уже получили грозные имена — «Тайфун» и «Ураган». Вполне в традициях наших знаменитых «дивизионов плохой погоды», основу которых в последние десятилетия составляли и составляют малые ракетные корабли прежнего поколения — «Туча», «Буря», «Мираж», «Накат», «Зыбь»…

«Тайфун» и «Ураган» в боевой состав Черноморского флота рассчитывают поочередно ввести в 2017 и 2018 годах. Всего запланировано строительство серии из десяти таких МРК. Кроме Черного моря, их ждут, как заявили в Главном штабе ВМФ, на Балтийском и Тихоокеанском флотах. Северного флота почему-то в этом перечне не оказалось. Возможно потому, что туда, в суровые условия Заполярья, собираются направить пополнение помощней и посолидней размерами.

Словом, казалось бы, во всех отношения приятная новость. Наши моряки давно заждались хоть какого-нибудь пополнения своих сильно устаревших соединений надводных кораблей. Но есть несколько обстоятельств, которые наводят на мысль, что с новыми российскими малыми ракетными кораблями не все так просто.

Десяток даже самых замечательных МРК «Каракурт» даже не на четыре, а всего на три российских флота — это очень мало. Всего по три, а где-то — четыре единицы на огромный морской театр военных действий. Что это, к примеру, для Тихого океана? Особенно, если учесть, что вдали от своих баз подобные небольшие корабли в одиночку вести боевые действия просто не в состоянии. Иначе с их не самой сильной системой ПВО на морском или океанском дне можно оказаться раньше, чем успеешь выстрелить собственными «Калибрами» или «Ониксами».

Безусловно, проблему понимают в Главном штабе ВМФ. И совсем недавно там строили совершенно иные планы. Во всяком случае, летом минувшего года главнокомандующий ВМФ России адмирал Виктор Чирков , отвечая на вопрос о размерах будущей серии «Каракуртов», ответил совершенно определенно: «Минимум 18 единиц».

Но дальше, видимо, вмешались строгие дяди из Минфина и принялись резать по живому кораблестроительную программу. С учетом свирепеющего экономического кризиса, хорошо, если они проделали это с «Каракуртами» в последний раз.

Второе. Одним из основных недостатков еще советского ВМФ всегда считалось разнотипье боевых кораблей, предназначенных для решения одних и тех же задач. Скажем, одно время у соседних причалов 7-й оперативной эскадры и 2-й дивизии ПЛО в Североморске стояли большие противолодочные корабли проектов 1134а, 1155, 57а, 61 и 1135 (только с начала 90-х годов последние два стали называться сторожевыми). Построенные в разное время, они имели совершенно разное оружие, радиолокационные и гидроакустические станции, множество иных приборов и механизмов. Что влекло за собой сложное штабное планирование, дорогостоящее и неповоротливое тыловое обеспечение, огромную номенклатуру горюче-смазочных материалов и ЗИПов, просто необъятную береговую учебную базу.

Наши вероятные противники так никогда не делали. В ВМС США если уж начинают серию крейсеров, эсминцев или фрегатов, то клепают их во множестве и «под копирку». Скажем, фрегатов «Оливер Перри» с 1977 по 1989 год американцами было построено 51. Эсминцев типа «Арли Берк» с 1988 года по нынешнее время изготовили 62 и собираются спустить на воду еще 13.

Мы в советские времена денег на Военно-Морской флот не жалели и не считали, поэтому могли себе позволить любое расточительство. Но сейчас-то? Сейчас-то зачем нам столько проектов тех же малых ракетных кораблей?

Ну ладно, выведем за скобки построенные еще в Советском Союзе МРК проекта 1234 «Овод» различных модификаций с противокорабельными крылатыми ракетами П-120. В конце концов, их время на исходе, в боевом составе на всех четырех наших флотах таких кораблей осталось всего двенадцать и им нужна замена.

Казалось, она на подходе в виде малых ракетных кораблей проекта 21631 «Буян-М». Тех самых, три из которых («Углич», «Град Свияжск» и «Великий Устюг») 7 октября впервые в истории из акватории Каспийского моря триумфально ударили крылатыми ракетами «Калибр-НК» по целям на территории Сирии. «Буяны-М» во всем мире немедленно были признаны очень удачными и современными: никто кроме нас пока не сумел втиснуть столь грозное (по сути — стратегическое!) оружие в столь тесные корабельные корпуса.

Эскиз корвета пр.21631 "Буян-М" (Фото: vpk.name)

Кроме «Углича», «Града Свияжска» и «Великого Устюга», в Зеленодольске спущены на воду еще их собратья — малые ракетные корабли «Серпухов» и «Зеленый Дол». Оба отправлены в Севастополь, только что завершили испытания и вошли в боевой состав Черноморского флота. А от севастопольской Минной стенки по противнику в Сирии «Калибрами» пока не отстрелялись, видимо, только потому, что палить в таком случае пришлось бы через недружелюбную к нам с недавних пор турецкую территорию.

Но в Зеленодольске для черноморцев продолжают строить еще четыре «Буяна-М» — «Вышний Волочек», «Орехово-Зуево», «Ингушетию» и «Грайворон». Причем, «Ингушетию» по плану флот должен получить в 2017-м, а «Грайворон» — в 2018 году. То есть именно тогда, когда в Санкт-Петербурге собираются достроить заложенные там на этой неделе «Тайфун» и «Ураган». С теми же восемью крылатыми ракетами «Калибр-НК» или «Оникс» на каждом. Для той же 41-й бригады ракетных катеров ЧФ.

Снова наступаем на те же грабли? Может, все же стоит определиться, что нужнее Черноморскому флоту — «Буяны-М» или более мореходные, судя по исходным характеристикам, «Каракурты»? И строительство какой-нибудь серии для экономии средств прекратить? Ну, или сильно ограничить, вложив оставшиеся деньги в наиболее подходящие корабли? С учетом того, что «Буяны-М» изначально предназначались только для плавания в мелководных Волге и в Каспийском море. И снабжены для этого даже водометными движителями, которые никому бы в голову не пришло устанавливать на МРК, если бы кто-то заранее предполагал, что бороздить им придется бурные Черное и Средиземное моря, а не куда более ласковые Волгу и Каспий.

И еще одно обстоятельство. С чего мы вообще при наличии опробованных в боевых условиях и поразивших мир «Буянов-М» вдруг взялись еще и за «Каракурты»? Причем, взялись в авральном режиме? Ведь тот же Чирков всего несколько месяцев назад обещал закладку головного и первого серийного МРК этого проекта только в 2016 году. Инженеры и конструкторы с подготовкой, как стало сегодня понятно, вынуждены были уложиться, по крайней мере, на несколько месяцев раньше. С чего бы это?

Все дело в том, что, судя по всему, плохи наши дела со строительством шести фрегатов проекта 11356 (так называемой «адмиральской серии») на калининградском заводе «Янтарь». Санкции, введенные Украиной, привели к тому, что построенные в ее городе Николаеве газотурбинные двигатели получены только для половины из запланированных к спуску на воду кораблей («Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров»). Еще на три фрегата («Адмирал Бутаков», «Адмирал Истомин» и «Адмирал Корнилов») придется ставить свои, отечественные. Которые нужно еще создать на почти голом месте. Ибо такие корабельные сложнейшие агрегаты в России не делали никогда.

Двигателестроители из Рыбинска и Санкт-Петербурга делают все возможное, но ранее 2020 года с заменой поспеть не обещают. Соответствующим образом задерживаются и последние три «адмирала». Вот их-то и решено как можно скорее заменить «Каракуртами». Малые ракетные корабли, в которых все до последней заклепки российское, довести до ума можно намного быстрей, чем фрегаты, водоизмещение которых вчетверо больше.

Собственно, об этом адмирал Чирков и говорил 1 июля нынешнего года: «Чтобы мы не отставали от темпов строительства кораблей, то на замену, к примеру, проекта 11356 приступаем к строительству новой серии — малых ракетных кораблей, корветов с крылатыми ракетами на борту — проекта 22800».

Отлично, но насколько полноценной получится замена? В какой мере малый боевой корабль ближней морской зоны вообще способен заменить крупный фрегат, построенный для океана? Ни по мореходности, ни по дальности и продолжительности плавания, ни по радиоэлектронному и зенитному вооружению они несопоставимы. Противолодочного оружия на «Каракуртах» не будет вообще. А на фрегатах оно есть. Есть даже противолодочный вертолет.

Схожее только одно: ракетное вооружение. Вот ради него все и делается.

На фрегате проекта 11356 ракет «Калибр-НК» ровно столько же, сколько на «Каракурте» или на «Буяне-М» — по восемь. А учитывая, что при максимальной дальности стрельбы в 2,5 тысячи километров практически любую цель в Европе или на Ближнем Востоке этими крылатыми ракетами можно поразить, не покидая Севастопольской бухты, мореходность, дальность плавания и прочие тактико-технические характеристики сильно нивелируются.

Так, может быть, чрезвычайно дорогостоящие крупные боевые корабли дальней океанской зоны нам теперь и вовсе ни к чему? Обойдемся «Каракуртами» и «Буянами»?

Не обойдемся. Хотя бы потому, что кроме Европы и Ближнего Востока на свете существует еще и Америка. Так что замена все равно получается временной.

С 2015 года российские судостроительные предприятия занимаются выполнением заказа на строительство большого количества малых ракетных кораблей проекта 22800 «Каракурт». К работам уже привлечены три верфи, а в ближайшем будущем к строительству присоединится еще один завод. На разных стадиях строительства сейчас находится девять кораблей. Строительство девятого только началось. Торжественная церемония его закладки состоялась во вторник 19 декабря.

Как сообщает пресс-служба министерства обороны России, 19 декабря в одном из цехов судостроительного завода «Море» (г. Феодосия) в торжественной обстановке был заложен новый малый ракетный корабль (МРК) проекта 22800. В соответствии с приказом главнокомандующего ВМФ адмирала Владимира Королева, новому кораблю было присвоено имя «Вихрь», продолжающее своеобразную традицию наименования новых МРК. В церемонии участвовали представители министерства обороны и флота, руководство завода «Море», делегация феодосийского руководства, а также судостроители и ветераны.


В соответствии с текущими планами министерства обороны, в течение нескольких следующих лет военно-морской флот должен будет получить почти два десятка малых ракетных кораблей типа «Каракурт». Ранее сообщалось, что строительство таких МРК будет осуществляться четырьмя судостроительными заводами в разных частях страны. Одним из исполнителей заказа стал завод «Море» в Феодосии. Часть производственных мощностей этого предприятия ранее была передана в ведение Ленинградского судостроительного завода «Пелла», что, как предполагалось, позволило бы повысить эффективность работ и ускорить выполнение заказа.

На данный момент в портфеле заказов завода «Пелла» присутствует восемь МРК проекта 22800. Половина этих кораблей будет построена на площадке в Отрадном, другие четыре – в Феодосии. Необходимо отметить, что завод «Море» в настоящее время строит уже три «Каракурта» из четырех, которые ему предстоит сдать. В обозримом будущем должна будет состояться торжественная закладка четвертого корабля. Кроме того, не за горами и сдача первого МРК, построенного в Крыму.

В мае 2016 года на судостроительном заводе «Море» в Феодосии состоялась закладка малого ракетного корабля с именем «Шторм» и заводским номером 254. Это третий корабль проекта 22800 и второй серийный. Для крымского завода, в свою очередь, «Шторм» является первым в рамках нового заказа. По известным данным, этот корабль должны будут достроить, испытать и передать флоту уже в следующем 2018 году.

Следующая церемония закладки «Каракурта» состоялась в середине марта текущего года. Кораблю с заводским номером 255 присвоили имя «Охотск». Второй для «Моря» и шестой в серии МРК должен будет войти в состав военно-морского флота не позднее 2019-20 годов. Буквально на днях был дан официальный старт строительству корабля «Вихрь» – третьего для феодосийского предприятия.

По имеющимся данным, Ленинградский судостроительный завод «Пелла», управляющий производственными мощностями «Моря», уже имеет планы по строительству очередного малого ракетного корабля. Вскоре в Феодосии состоится закладка очередного «Каракурта». Как сообщает пресса, этот корабль может получить имя «Циклон», продолжающее сложившуюся «метеорологическую» традицию. Его строительство должно будет завершиться не позднее начала двадцатых годов.

Как видим, ситуация со строительством кораблей проекта 22800 на заводе «Море» в Феодосии может быть поводом для оптимизма. Имеются заказы на четыре ракетных корабля, из которых три уже находятся на разных стадиях строительства, а четвертый будет заложен в самом ближайшем будущем. В то же время, ни один из крымских «Каракуртов» пока не был спущен на воду, но, судя по последним , подобные события не заставят себя долго ждать.

Завод «Пелла», располагающий двумя площадками в разных регионах, в настоящее время играет ключевую роль в строительстве перспективных малых ракетных кораблей. Он должен построить восемь «Каракуртов» и на данный момент, насколько известно, справляется с поставленными задачами. Два корабля (головной «Ураган» и первый серийный «Тайфун») в этом году были спущены на воду. Еще пять – «Шторм», «Шквал», «Буря», «Охотск» и «Вихрь» – находятся на стапелях на разных стадиях строительства. В ближайшее время состоится закладка восьмого корабля.

Также к строительству малых ракетных кораблей проекта 22800 «Каракурт» планируется привлечь два других предприятия. Не так давно стало известно, что Зеленодольский завод им. А.М. Горького получил заказ на строительство пяти ракетных кораблей. Два из них были заложены в прошлом году и в настоящее время строятся. Сведения о строительстве трех других «Каракуртов» пока не публиковались. Тот факт, что о закладке кораблей «Муссон» и «Пассат» стало известно только в 2017-м из отчета завода за предыдущий год, позволяет предполагать, что последний уже мог заложить новые корабли. Тем не менее, такая информация пока не подтверждается и не имеет прямых опровержений.

Для полного выполнения планов по строительству сравнительно крупной серии боевых кораблей необходим контракт еще на пять или шесть «Каракуртов». Согласно ранее опубликованным данным, в ближайшем будущем появится заказ на шесть таких кораблей. Их предполагается передать Тихоокеанскому флоту, и потому строительство будет вестись на минимально возможном расстоянии от будущих баз. Известно, что заказ должен будет получить Амурский судостроительный завод (г. Комсомольск-на-Амуре). В настоящее время военное ведомство и промышленность обсуждают условия такого соглашения.

Летом этого года было объявлено, что контракт с Амурским заводом появится в 2018-м. Вскоре после этого должна будет состояться закладка первого из кораблей новой серии. Строительство шести «Каракуртов» займет несколько лет и завершится не позднее 2022-23 годов. Со сдачей последнего «амурского» корабля текущие планы по строительству новых МРК проекта 22800 будут полностью выполнены. Будет ли после этого продолжено строительство новых ракетных кораблей или их в серии сменят другие проекты – пока говорить рано.

Из почти двух десятков малых ракетных кораблей не менее двух будет передано в состав Балтийского флота. По разным данным, на Балтику могут отправить головной корабль «Ураган» и первый серийный «Тайфун». Впрочем, имеются и иные сведения, согласно которым эти корабли войдут в боевой состав Черноморского флота. Так или иначе, основной задачей заводов «Пелла» и «Море», по всей видимости, является обновление корабельных соединений на Балтийском и Черном морях.

Где будут служить «Пассат», «Муссон» и три других корабля, построенные в Зеленодольске, тоже до конца не ясно. Относительная ясность присутствует только в случае с шестью «Каракуртами», которые в будущем будут построены Амурским судостроительным заводом. Передача этих кораблей любому оперативно-стратегическому объединению ВМФ России, за исключением Тихоокеанского флота, связана с множеством различных трудностей и попросту нецелесообразна.

Тем не менее, передача новых кораблей будущим эксплуатантам пока является делом будущего. На разных стадиях строительства находится 9 малых ракетных кораблей из 13 заказанных, и только два из них к настоящему времени были спущены на воду. Строительство «Каракуртов» идет рекордными темпами, но корабли пока не готовы к сдаче заказчику. Впрочем, первый акт о приемке корабля проекта 22800 будет подписан уже в следующем году, и после этого подобные события будут происходить с завидной регулярностью вплоть до начала следующего десятилетия.

Проект перспективного корабля с развитым ракетно-артиллерийским вооружением был разработан Центральным морским конструкторским бюро «Алмаз» (г. Санкт-Петербург). На стадии формирования требований МРК нового типа рассматривались в качестве дополнения к кораблям проекта 21631 «Буян-М», пригодного для использования в иных условиях. Малые ракетные корабли проекта 22800 «Каракурт», согласно информации министерства обороны и организации-разработчика, предназначаются для ведения боевых действий в ближней морской зоне, а также для выполнения некоторых задач мирного времени.

«Каракурт» в некоторой мере похож на корабль «Буян-М», однако имеет заметные отличия того или иного рода. Проект 22800 предусматривает строительство корабля длиной 67 м и максимальной шириной 11 м с осадкой 4 м. Водоизмещение такого корабля – 800 т. В состав энергетической установки входят дизельные двигатели М-507Д-1 и дизель-генераторы ДГАС-315. По имеющимся данным, МРК проекта 22800 смогут развивать скорость до 30 узлов. Дальность плавания при экономном расходе топлива достигнет 2500 миль. Автономность по припасам – 15 суток.

Основой бортовых радиоэлектронных систем является боевая информационно-управляющая система «Сигма-Э». С ней сопряжены радиолокационная станция наблюдения «Минерал-М» и разнообразная аппаратура управления стрельбой из всех видов вооружения. Также предусматривается использование средств радиоэлектронной борьбы, комплексов связи и т.д.

Несмотря на сравнительно малые размеры, ракетный корабль типа «Каракурт» должен нести развитый комплекс вооружения разных классов и типов. Основным ударным средством корабля являются ракеты типа «Оникс» или «Калибр», используемые с универсальной вертикальной пусковой установкой 3С14. Боекомплект состоит из восьми ракет. Надводные, береговые или воздушные цели также можно атаковать при помощи артиллерийской установки АК-176МА с 76-мм автоматическим орудием.

Для защиты от ударов с воздуха МРК проекта 22800 могут получать разное . Первый вариант проекта предлагал монтировать на борту артиллерийские установки АК-630 с 30-мм зенитными автоматами, а также использовать переносные зенитные ракетные комплексы. Начиная с третьего корабля серии, «Каракурты» будут комплектоваться ракетно-пушечным комплексом «Панцирь-М», способным решать те же задачи, но имеющим больший потенциал в определенных ситуациях. Сравнительно мощное артиллерийское вооружение дополняется парой установок с крупнокалиберными пулеметами.

По официальным данным, при проектировании новых малых ракетных кораблей использовались определенные решения и подходы, направленные на получение тех или иных преимуществ. Благодаря этому корабль, несмотря на сравнительно малые размеры, отличается не только высокой маневренностью, но и хорошей мореходностью. Архитектура корпуса и надстройки была сформирована с учетом снижения заметность для всех существующих средств обнаружения. Сокращено отражение зондирующих сигналов РЛС противника. Отражение электромагнитного излучения производится преимущественно в сторону от источника.

МРК проекта 22800 «Каракурт» – имея сравнительно малые размеры и водоизмещение – несут развитый комплекс вооружения, в который входят мощные ударные средства с большим радиусом действия. Характерные ходовые качества и параметры вооружения делают такие корабли уникальным средством решения боевых задач в ближней морской зоне. Находясь вблизи берега, такие корабли способны контролировать значительные акватории и крупные зоны суши, а также наносить удары по надводным или сухопутным целям.

Несколько дней назад российская судостроительная промышленность приступила к строительству очередного корабля типа «Каракурт». Тем временем первые представители этого проекта уже достраиваются у стенки и в скором будущем должны будут выйти на испытания. Согласно известным планам промышленности и министерства обороны, головной корабль под именем «Ураган» будет принят на службу уже в 2018 году. Далее, в течение нескольких лет, за ним последуют остальные МРК, которые уже были заказаны либо только планируются к заказу. Таким образом, каждая церемония, подобная прошедшей в минувший вторник, является важным событием в жизни флота и прямо способствует его скорейшему перевооружению.

По материалам сайтов:
https://function.mil.ru/
http://tass.ru/
http://ria.ru/
http://rg.ru/
http://pellaship.ru/