Ракетный корабль «Татарстан» проекта 11661К является флагманом Каспийской флотилии ВМФ России. Корабль был построен по проекту 11661К на Зеленодольском судостроительном заводе им. Горького как сторожевой корабль и является головным в серии из двух кораблей данного проекта. Вторым кораблем данного проекта является «Дагестан».

Ракетный корабль «Татарстан» был заложен в мае 1990 года как сторожевой корабль «СКР-200», строительный номер 951. В 1993 году был спущен на воду. К 1995 году он был практически готов, однако из-за прекращения финансирования его достройка была заморожена (с 1994 по 1996 года). 03 октября 1996 года был переименован в «Татарстан». 31 августа 2003 года вошел в строй. Также в 2003 году корабли проекта 11661К были переклассифицированы в ракетные корабли. Бортовой номер 691 (с 2003 года).

Ракетный корабль «Татарстан» предназначен для поиска и борьбы с подводными, надводными и воздушными целями, несения дозорной службы, проведения конвойных операций, а также охраны морской экономической зоны. Оснащен артиллерийским, противокорабельным, зенитным и противолодочным вооружением.

Основные характеристики: Водоизмещение стандартное 1500 тонн, полное 1930 тонн. Длина 102,2 метра, ширина 13,76 метра, осадка 3,7 метра. Скорость полного хода 28 узлов. Дальность плавания 3800 миль на 14 узлах, 950 миль на 27 узлах. Автономность плавания 15 суток.

Силовая установка: 1 x 38000 л.с. ДГТА М-44 (2 x 15000 л.с. ГТУ, 1 x 8000 л.с. дизель 86Б), 2 ВФШ.

Вооружение:

Навигационное вооружение: НРЛС МР-212 «Вайгач».

Радиолокационное вооружение: РЛК 34К1 «Монолит» или «Минерал-М»; РЛС МР-352 «Позитив(-М1)»; МПЗ-301 «База» (ЗРК); СУО МР-123 «Вымпел».

Радиоэлектронное вооружение: 2 × ПУ комплекса РЭП ПК-16 или 4 × ПУ комплекса РЭП ПК-10 система РЭБ ТК-25(Э); БИУС «Сигма» («Сигма-Э»);

ГАС «Зарница» или ГАК МГК-335.

Артиллерия: 1 × 76 мм АУ АК-176М; 2 × 14,5 мм МТПУ.

Зенитная артиллерия: 2 × 30 мм АУ АК-630М.

Ракетное вооружение: 2 × 4 ПУ ПКРК «Уран»; 1 × ЗРК «Оса-МА-2»; 2 × ПЗРК «Игла-М».

В 2007 году под флагом командубщего флотилией совершил заход в порт Энзели, Иран.

20 сентября 2012 года корабельная ударная группа Каспийской флотилии в составе ракетных кораблей «Дагестан», «Татарстан», ракетных катеров «Будённовск» и «Боровск» провела успешные пуски ракет по береговым и надводным целям на одном из морских полигонов в северной части Каспийского моря. По сообщению от 28 сентября на кораблях Каспийской флотилии в пунктах базирования Астрахань и Махачкала по противовоздушной обороне. 09 октября в рамках укрепления и развития сотрудничества между флотами двух стран на Каспийском море. По сообщению от 03 октября Республики Казахстан оперативными группами штабов флотилии и военно-морской базы ВМС Республики Казахстан проведено совместное командно-штабное учение. По сообщению от 16 октября в составе флагмана - ракетного корабля «Татарстан» и морского буксира «МБ-58» вернулся в пункт постоянного базирования после проведения сбор-похода в центральную и южную части Каспийского моря.

05 февраля 2013 года на флагмане Каспийской флотилии ракетном корабле «Татарстан» под руководством командующего флотилией вице-адмирала Сергея Алёкминского специальной курсовой задачи. 11 марта в составе флагмана объединения ракетного корабля «Татарстан», ракетных катеров «Будённовск» и «Боровск» вышел в Каспийское море для проведения мероприятий боевой учебы. По сообщению от 18 марта на Каспийской флотилии началась подготовка отрядов кораблей к проведению походов в порты соседних стран. В состав отрядов войдут ракетные корабли «Дагестан» и «Татарстан», малые артиллерийские корабли , а также суда обеспечения. По сообщению от 16 апреля около 1000 человек и 30 кораблей, десантных катеров и судов обеспечения Каспийской флотилии, в том числе ракетные корабли «Дагестан» и «Татарстан», а также малые артиллерийские корабли «Астрахань» и «Волгодонск», которое проходит в северной части Каспийского моря. 23 апреля отряд боевых кораблей Каспийской флотилии в составе флагмана КФл сторожевого корабля «Татарстан» и ракетного корабля «Дагестан» разыграл морской бой с кораблями условного противника, в роли которого выступили малые артиллерийские корабли «Астрахань» и «Волгодонск». По сообщению от 29 апреля экипаж флагмана Каспийской флотилии ракетного корабля «Татарстан» с боевой ракетной стрельбой по морской цели. 07 июня экипаж флагмана Каспийской флотилии ракетного корабля «Татарстан» с боевой стрельбой в морских полигонах Каспийского моря. По сообщению от 16 августа по розыгрышу встречного морского боя между отрядами кораблей.

По сообщению от 10 января 2014 года в Астрахани и Махачкале проведены учения по противовоздушной обороне (ПВО), в которых приняли участие более 10 надводных кораблей и катеров флотилии, в том числе ракетные корабли «Татарстан» и «Дагестан», . 15 марта группировка Каспийской флотилии Южного военного округа в составе ракетных кораблей «Татарстан» и «Дагестан», среднего десантного катера «Атаман Платов» и четырёх быстроходных десантных катеров типа «Серна» учения. По сообщению от 22 апреля на Каспийской флотилии берегового ракетного дивизиона и ракетного корабля (РК) «Татарстан». 05 мая вышли из пунктов базирования Махачкала и Астрахань и приступили к проведению двустороннего зачётного тактического учения в Каспийском море, в котором задействовано около 20 боевых кораблей и судов обеспечения, в том числе, ракетные корабли «Дагестан» и «Татарстан», малые ракетные корабли и , малые артиллерийские корабли «Волгодонск» и «Махачкала».

В сентябре 2014 года встал на модернизацию, которая будет произведена Астраханским филиалом Центра судоремонта «Звездочка».

По сообщению от 20 мая 2015 года по использованию новой радиолокационной станции (РЛС) «Галс», установленной на корабле в рамках проведения работ по модернизации и плановому ремонту его систем и механизмов. Установка РЛС «Галс» позволяет значительно повысить характеристики и боевые возможности радиотехнических средств по обнаружению воздушных и надводных целей. В автоматическом режиме она обнаруживает и определяет элементы движения цели (курс, скорость) и выдает рекомендации по выполнению маневра на расхождение с надводным объектом. Также повысились и эргономические характеристики рабочих мест операторов боевых постов (место несения службы и выполнения учебно-боевых задач личным составом) за счёт использования и установки современных материалов и оборудования. В ходе модернизации заменены на современное оборудование системы обнаружения целей и слежения за надводной обстановкой, постановки помех, средства радиоэлектронного подавления и борьбы корабля. Доработаны и автоматизированы главная энергетическая установка и электроэнергетическая установка корабля (механизмы, обеспечивающие его движение, маневрирование и жизнедеятельность экипажа) в плане увеличения ресурсных показателей и надёжности. Модернизацию и ремонт корабля планируется завершить осенью 2015 года, после чего экипаж начнёт выполнение задач соответствии с предназначением. По сообщению от 12 июня по противовоздушной обороне с отражением ударов воздушного противника.

По сообщению от 04 января 2016 года на модернизации, которую выполняет Астраханский филиал Центра судоремонта «Звездочка». Модернизацию и ремонт флагмана, планируется завершить осенью текущего года. В ходе модернизации будет установлена новая система навигации и управления оружием. По сообщению от 12 мая Астраханского филиала Центра судоремонта «Звездочка» и начал переход в пункт постоянного базирования – Махачкалу после завершения ремонта и модернизации. По сообщению от 02 июня приступил к выполнению мероприятий повседневной деятельности в базе и приготовлению корабля к походу и бою в рамках решения элементов первой курсовой задачи К-1. По сообщению от 20 июля базирования порт Махачкала и начал отработку мероприятий боевой подготовки в морских полигонах Каспийского моря. По сообщению от 18 октября в составе отряда Каспийской флотилии с неофициальным визитом в порт Бендер-Энзели Исламской Республики Иран. По сообщению от 24 октября в составе отряда Каспийской флотилии дружественный визит в порт Актау Казахстана. По сообщению от 27 октября в порт базирования Махачкала.

По сообщению от 30 января 2017 года на корабле показные занятия по отработке элементов курсовой задачи К-1. По сообщению от 21 марта пункт базирования и начал выполнение учебно-боевых задач в морских полигонах объединения.

По сообщению от 12 марта 2018 года из пункта постоянной дислокации в Дагестане для выполнения артиллерийских и зенитно-артиллерийских стрельб в море. По сообщению от 15 марта в пункт постоянной дислокации после успешного выполнения артиллерийских и зенитно-артиллерийских стрельбы в море.

Сторожевые корабли проекта 11661 предназначаются для исполнения комплексных задач по поиску и ликвидации подводных, надводных и воздушных целей, по несению боевой службы, по конвоированию, а также по охране морских экономических зон. Они оснащены артиллерийскими, противокорабельными, зенитными и противолодочными вооружениями.

Немного из истории создания кораблей проекта 11661

Сторожевые корабли (корветы) и ракетные корабли начали разрабатываться в начале восьмидесятых годов. Разработку проводило Зеленодольское Проектно-Конструкторское Бюро. Разработку противолодочных кораблей для прибрежных зон вели в качестве развития другого проекта 1124М — малого противолодочного корабля, с «Ливнем» — противолодочным ракетным крейсером. Тогда разработали две версии тактико-технических заданий, и уже через год предложили обе версии эскизных проектов — противолодочного корабля с ПЛРК в соответствии с проектом 1124М и противолодочного корабля, имеющего водоизмещение до двух тысяч тонн с более значительной результативностью.

В том же году, вслед за изменениями претензий со стороны Военно-Морского Флота к проекту, второму проекту присвоили номер 11660 (а экспортном варианте — 11660Э) и переклассифицировали в сторожевой корабль. Аналитика исследований в проектах показывала, что сдавать «сторожевика» в экспортном варианте можно было уже в 1990 году, тогда как сдавать советскую версию можно было бы не ранее чем через два года.

Еще в середине восьмидесятых было выдвинуто требование по оснащению сторожевых кораблей (СКР) комплексами противокорабельных ракет «Уран», разрабатывать которые планировали начинать в 1987 году. Согласно декабрьскому Постановлению Совета Министров Союза ССР в 1984 году решили разрабатывать сторожевые корабли по проекту 11661. Эскизные проекты 11661 с двигательными установками CODOG закончили уже через год.

К началу 1986 года завершили техническую проектировку сторожевых кораблей по проекту 11661. Позднее было принято решение по унифицированию кораблей проектов 11660 и 11661 на восемьдесят пять процентов, приступить к работам и перекомпоновать их в единой конструктивной платформе с различными вооружениями, различиями в двигателях и оборудовании.

В сентябре 1986 года приступили к защите проекта 11661. Следом за доработками под «Ураны» и «Зарю» и прочее оснащение в окончательном варианте сформулировали концепцию «Базовой платформы корабельным семействам». К испытаниям форм корпусов и воздействия обтекателей антенн по выяснению мореходности создали и испытали корабельную модель. Техпроект проекта 11661 утвердили спустя год.

Затем поставили задачу унифицировать проекты 11660 и 11661. При использовании концепции «Базовой платформы» Зеленодольское Проектное Конструкторское Бюро начало выпускать рабочую конструкторскую документацию по проекту 11661, а также разрабатывать техпроекты проекта 11660.

После всех согласований и утверждений произошла закладка кораблей. И уже в 1993 году головному кораблю проекта 11661 было суждено спуститься на воду с началом его достройки. В начале 1995 года в Зеленодольске появился личный состав экипажа для освоения сторожевого корабля. В том же году от иностранного заказчика (по некоторым данным индийского) пришел отказ от нескольких кораблей, и все работы по их строительству были прекращены.

Кроме того, в том же году была прекращена постройка корабля с девяносто тремя процентами готовности. Личный состав экипажа распустили, корабль законсервировали из-за недофинансирования, а также из-за того, что и сам заказчик (российские ВМС) полностью не определился по различным типам сторожевых кораблей.

Однако в периоды 1995-1998 годов Зеленодольское Проектно-Конструкторское Бюро разработало экспортные проекты «Гепард» и «Гепард-3.9» для иностранного заказчика.

В 2001 году руководство ВМС приняло решение достраивать один из кораблей по проекту 11661К, который должен был поступить в Каспийскую флотилию с наименованием «Татарстан». Корабль лишился вооружения противолодочной обороны. На нем провели корректировку проекта для соответствия всем требованиям. В апреле 2002 года в Зеленодольске появился личный состав экипажа для овладения новым кораблем.

Тогда же с кораблем провели кренование и выяснили, что водоизмещение отклонилось от расчетов до одной тонны. В июле 2002 года «Татарстану» удалось успешно покинуть Зеленодольский Судостроительный завод, чтобы отправиться в район Махачкалы для проведения испытательных мероприятий. Мореходное испытание прошло с пятибалльным волнением. В результате корабль приняли на вооружение российских ВМС, а Каспийская флотилия в августе 2003 года обзавелась своим флагманом.

Правопредшественники «Гепардов»

Предшественниками «Гепардов» были «Альбатросы», которые оказались малыми противолодочными кораблями по проекту 1124 с кодовым натовским обозначением - «Grisha class corvette». Они строились в 1970-1980 годах для советских Военно-Морских Сил, в составе которых две основные серии проектов 1124 и 1124М.

Образчики проекта 11661 — «Татарстан» и «Дагестан»

Первенцем в проекте 11661К был корабль, уже известный как «Татарстан», вступивший в строй в августе 2003 года. Он был направлен впоследствии в Каспийскую флотилию в качестве ее флагмана.

Вторым сторожевым кораблем довелось стать «Дагестану». Его сдачу для флота первоначально планировали к первой половине 2012 года. Однако ее перенесли из-за серьезности повреждений, полученных еще в январе того же года при черноморских швартовных испытаниях в районе города Новороссийск. После восстановительных и ремонтных мероприятий «Дагестану» удалось выйти к Каспийскому морю для участия во втором этапе в государственных испытаниях по осуществлению ракетных стрельб по береговым целям «Калибром-НК».

Участие в стрельбах на дистанции в сто морских миль были проведены благополучно. Сторожевому кораблю «Дагестану» пришлось еще поучаствовать в параде на День российского Военно-Морского Флота в городе Астрахань. Осенью того же года его задействовали в маневрах «Кавказ-2012», в морской их части.

Однако уже спустя три года о «Дагестане» узнал весь мир. Так, в октябре 2019 года ночью, корабельной ударной группой в Каспийском море было произведено нанесение массированного удара с помощью крылатых ракет. Удар нанесен «Калибром НК» комплексом морского базирования по инфраструктуре ИГИЛ в Сирии. В составе из шести кораблей был и «Дагестан».

Корпусы

Корпусы кораблей – это водонепроницаемые отсеки в количестве десяти единиц. Материалом для их исполнения послужила низколегированная сталь, а для блоков надстройки — стойкий к морским средам алюминиево-магниевый сплав. В случае затопления двух сопредельных отсеков корабль останется на плаву, имея ход с сохранением боеспособности.

Энергоустановка и ходовые свойства

Главной энергетической установкой является двухвальный CODOG. Со среднеоборотным дизелем 61Д при мощности 8000 лошадиных сил при помощи сложного редуктора обеспечивается всеми крейсерскими режимами, а с помощью двух газовых турбин при суммарной мощности 29000 лошадиных сил обеспечивается полноходность кораблю до 28 узлов. Электроустановка — это дизель-генераторы в количестве трех единиц по 600 кВт от каждого.

Экипаж сторожевого корабля составляет 121 военнослужащих, из которых 15 – это офицерский состав.

Вооружение кораблей «Татарстан» и «Дагестан»

У кораблей по проекту 11661 имеются мощные ракетные, зенитно-ракетные и артиллерийские вооружения. Основным оружием «Татарстана» является «Уран». Это ударный комплекс, имеющий противокорабельные крылатые ракеты Х-35, с дальностью стрельбы до ста тридцати километров.

У «Дагестана» на вооружении универсальный ракетный комплекс — «Калибр-НК», в котором могут использоваться высокоточные крылатые ракеты нескольких типов. Они поражают надводные и береговые цели с дальностью до трехсот километров. Из артиллерийского вооружения — 76,2-мм арткомплекс АК-176М и 30-мм автоматизированная спаренная артиллерийская установка АК-630М, которые обеспечивают поражение морских, наземных и низколетящих воздушных целей.

Фрегаты «Гепард-3.9» – корабли новой генерации

Фрегаты типа «Гепард-3.9» являются кораблями новой генерации. Они разрабатывались Зеленодольским Проектным Конструкторским Бюро с уже имеющейся универсальной базовой платформой. Прототипом для «Гепардов -3.9» был ракетный корабль с наименованием«Татарстан» из проекта 11611, а «Дагестан» — второй такой построенный отечественный ракетный корабль, откорректированная по настоянию заказчика версия в проекте 11611К.

Строительство фрегатов для вьетнамского заказчика все также ведется по установленным требованиям Военно-Морских Сил этого государства. С полным водоизмещением до 2100 тонн, они имеют длину – 102 метра, ширину – немногим более 13 метров, а осадку – чуть более 5 метров. Корабли имеют комбинированную дизель-газотурбинную энергетическую установку (в соответствии со схемой CODOG).

С этой энергоустановкой корабли развивают скорость на полном ходу до 28 узлов, а экономическая десятиузловая скорость позволяет ходить фрегатам на дальности до 5000 морских миль. Автономное плавание составляет двадцать суток. Удачно размещенные жилые и служебные помещения, наличие системы, которая кондиционирует воздух и поддерживает необходимые условия микроклимата, будут способствовать хорошим условиям обитаемости, что просто жизненно важно в тропических климатических условиях.

«Гепарды-3.9» являются многоцелевыми кораблями, предназначенными для патрулирования в территориальных водах и исключительных экономических зонах, нанесения ударов по надводным целям неприятеля, огневой поддержки десантирующихся подразделений, для обеспечения противовоздушной и противолодочной обороны в мероприятиях по конвоированию.

Вследствие этого их вооружения многообразны и хорошо сбалансированы. Они включают противокорабельные ракетные комплексы «Ураны-Э», универсальные 76,2-мм артиллерийские установки АК-176М, а также малокалиберную зенитную систему. Контроль над управлением всем этим вооружением осуществляет отвечающая всем самым высоким стандартам нашего времени боевая информационно-управляющая система «Сигма-Э». Корма корабля имеет взлетно-посадочную вертолетную площадку. Кроме того, вертолет обладает и специальным убежищем — ангаром, который защитит его от морских ветров и волнений.

Уже скоро «Гепарды» совершат переход на Балтийское море, где они подвергнутся испытаниям. Претворение в жизнь контрактной части по строительству сторожевых кораблей для вьетнамского заказчика может изменить соотнесение выпускаемых кораблей продукции предприятием. Так, приблизительно сорок процентов пойдет на военную и шестьдесят процентов на гражданскую продукцию (раньше 30% шло на военную продукцию и 70% – на гражданскую).

При наличии базовой платформы «Гепардов» можно не ограничиваться строительством только лишь многоцелевых кораблей, номожно также строить и корабли с усиленными ударными, противолодочными и зенитно-ракетными вооружениями, с самыми разнообразными энергетическими установками и электронным снаряжением. С помощью той же платформы ЗПКБ разработана модификация кораблей для патрулирования в открытом море, которые имеют большую автономность плавания. Стоит особенно подметить, что семейство «Гепардов» сравнительно недорогое по отношению к аналогичным кораблям зарубежных построек.

Гепарды-5.3 — фрегаты на базе сторожевых кораблей проекта 11661

Предназначение

«Гепарды-5.3» — это фрегаты, предназначенные для:

  • Поражения воздушного, надводного и подводного противника;
  • Исполнения задач при конвоировании;
  • Ведения служебно-боевой деятельности в дозоре;
  • Огневой поддержки десантирующихся подразделений;
  • Установки минных заграждений;
  • Задач по охране и патрулированию морских государственных границ и экономических зон;
  • Поддержания морских операций;
  • Демонстрирования флага в зонах, которые представляют государственные интересы.

Фрегаты способны заниматься широким спектром задач, как в самостоятельном режиме, так и в составах тактических групп.

Вооружение «Гепардов»

Ударное ракетное вооружение

В целях ликвидации надводных объектов корабли имеют в своем распоряжении противокорабельный ракетный комплекс «Уран-Э» и четыре палубные наклонные пусковые установки из четырех ракет в каждой, а также корабельную систему по управлению стрельбами.

Артиллерийское вооружение

Дополняя артиллерийское оружие фрегата проекта «Гепард 5.1», «Гепарды 5.3» имеют два ракетно-артиллерийских комплекса «Пальма» и зенитные управляемые ракеты «Сосна-Р».

Противолодочное и минное вооружение

Противолодочное и минное вооружение «Гепардов» выражено:

  • Двумя двухтрубными поворотными торпедными аппаратами ДТА-53 калибра 533 мм;
  • Реактивным противолодочным комплексом РПК-8Э;
  • Комплексом приборов по управлению «Пургой» — противолодочным вооружением.

В периоды мирного времени корабли укомплектовываются поисково-спасательными вариантами вертолетов Ка-28, либо Ка-31, а в периоды военного времени противолодочными вариантами.

Энергоустановка

Главной энергетической установкой является дизельный двухвальный агрегат, имеющий гребные винты регулируемых шагов, исполненный по схемам CODAD. Главная энергоустановка включает четыре дизеля с мощностью 4700 лошадиных сил, но может иметь два дизеля мощностью 6494 лошадиных сил и двумя дизелями мощностью 2425 3298 лошадиных сил, два редуктора и локальную систему защиты и управления.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Сторожевые корабли проекта 11661 (шифр «Гепард», по кодификации НАТО – Gepard) - тип сторожевых кораблей российского и вьетнамского флота. Корабли серии строятся на Зеленодольском заводе имени А.М. Горького с 1990 года.

В начале 1980-х годов появилась необходимость разработки нового сторожевого корабля прибрежной зоны. Он должен был стать заменой кораблям проекта 1124. Это было обусловлено изменением предназначения сторожевых кораблей проекта 11540, которые в окончательном варианте должны были встать на замену более крупных сторожевых кораблей проекта 1135. За разработку корабля взялось Зеленодольское ПКБ во главе с главным конструктором Ю.А. Никольским, а затем В.Н. Кашкиным.



Из-за требования ВМФ по размещению мощной гидроакустической станции, увеличилось водоизмещение корабля до 2000 тонн, что стало близким к кораблям конкурирующего проекта 12441. Те отличались более мощными противокорабельными ракетами и наличием вертолетной площадки.

В конце 1990 года был заложен головной корабль проекта 11660, получивший название «Буревестник», но через некоторое время его постройка была остановлена. В 1995 году его строительство было прекращено и корабль был законсервирован. Позднее корабль был разобран.

Второй корабль был заложен в 1993 году по экспортному проекту 11661 для ВМС Индии, но в 1995 году, когда он был практически готов, прекратилось финансирование. Позже его достроили по скорректированному для ВМФ России проекту 11661К и спустили на воду под названием «Татарстан», он вступил в строй 31 августа 2003 года и стал флагманом Каспийской флотилии.

Третий СКР был заложен так же по проекту 11661К в 1991 году и получил наименование «Дагестан». Его сдача флоту изначально планировалась на первую половину 2012 года, но была перенесена из-за повреждений, полученных в январе 2012 года во время швартовных испытаний на Черном море у Новороссийска.

В июле 2012 года после восстановительно-ремонтных работ «Дагестан» вышел в Каспийское море в рамках второго этапа государственных испытаний для осуществления ракетной стрельбы по береговой цели из ракетного комплекса «Калибр-НК». Стрельбы на дистанцию в 100 морских миль прошли успешно и 28 ноября 2012 года «Дагестан» вошел в состав ВМФ России.

Имеют традиционную гладкопалубную архитектуру с 10 водонепроницаемыми отсеками. Надстройка корабля изготовлена из алюминиево-магниевых сплавов для обеспечения малой заметности (так называемой стелс-технологии).

Сторожевые корабли проекта 11661 «Гепард» имеют мощное ракетное, зенитно-ракетное и артиллерийское вооружение. Основное оружие кораблей проекта 11661Э и РК «Татарстан» - противокорабельный ракетный комплекс «Уран» («Уран-Э») с крылатыми ракетами Х-35(Э), имеющий дальность стрельбы до 130 км (до 260 км для «Уран-У» с ракетами Х-35У).

Корабль проекта 11661К, «Дагестан», является первым кораблем ВМФ России вооруженным универсальным ракетным комплексом «Калибр-НК», в составе которого может применяться несколько типов высокоточных крылатых ракет способных наносить удары по надводным, подводным и береговым целям на удалении до 300 км.

Артиллерийское вооружение включает носовую 76,2 мм артиллерийскую установку АК-176М (боезапас - 152 выстрела) и две 30 мм автоматизированные с боезапасом 2000+1000 выстрелов каждая, что обеспечивает борьбу с морскими, наземными и воздушными целями. На ракетном корабле «Дагестан» так же установлены две 14,5 мм морские тумбовые пулеметные установки.

Для противовоздушной обороны на кораблях проектов 11660 и 11661, а так же на РК «Татарстан» используется зенитный ракетный комплекс «Оса-МА-2» с боезапасом 20 ракет. На корабле «Дагестан» вместо ЗРК Оса-МА-2 и двух АК-630 установлен , а на кораблях пр. 11661Э на полубаке устанавливается его экспортная модификация - «Пальма», при этом обе АК-630 устанавливаются в кормовой части надстройки побортно.

В качестве противолодочного вооружения на кораблях пр. 11660 и 11661 были предусмотрены два двухтрубных 533 мм торпедных аппарата. На кораблях проекта 11661Э в качестве противолодочного и противоторпедного вооружения используется одна . Возможно оснащение кораблей другими вариантами вооружения, в том числе и противолодочным вертолетом корабельного базирования Ка-27.

В разное время корабли оснащались различными радиолокационными и радиоэлектронными средствами. Так, на корабли устанавливался радиолокационный комплекс 34К1 «Монолит», радиолокационная станция общего обнаружения МР-352 «Позитив», навигационная РЛС МР-212 «Вайгач», система управления огнем артиллерии МР-123 «Вымпел» и ГАС «Зарница». На корабле «Татарстан» установлена противодиверсионная ОГАС МГ-757 «Анапа-М».

Для управления стрельбой РБУ на кораблях пр. 11660 и 11661 применялась ПУСБ «Буря», на кораблях пр. 11661Э применяется ПУС «Пурга-МЭ». Комплекс РЭБ состоял из двух пусковых установок КЛ-101 системы РЭП ПК-16 либо из четырех ПУ КТ-216 комплекса ПК-10 «Смелый».

На РК «Дагестан» РЛК «Монолит» был заменен на «Минерал-М», а РЛС общего обнаружения на «Позитив-М1». Так же установлен гидроакустический комплекс (ГАК) типа МГК-335, система РЭБ ТК-25 и БИУС «Сигма». Корабли пр. 11661Э оснащены аналогичным установленному на «Дагестан» оборудованием в экспортном исполнении с некоторыми отличиями по его составу.

Главная энергетическая установка двухвальная, типа CODOG. Среднеоборотный дизель типа 61Д мощностью 8000 л.с. через сложный редуктор обеспечивает все крейсерские режимы, а две газовые турбины суммарной мощностью 29000 л. с. (по одной на каждый вал) обеспечивают полный ход корабля до 28 узлов. Электроэнергетическая установка включает три дизель-генератора по 600 кВт каждый.


Сторожевой корабль / корвет / ракетный корабль. Разработка начата в 1982 г. Зеленодольским ПКБ (г.Зеленодольск), главный конструктор - М.М.Нестеренко, с 1986 г. - В.Н.Кашкин. Разработка противолодочного корабля прибрежной зоны велась как развитие проекта МПК пр.1124М с ПЛРК " " с февраля 1982 г. Разработано два варианта тактико-технического задания и в 1983 г. предложено два варианта эскизного проекта - противолодочный корабль с ПЛРК " " в размерности МПК пр.1124М и противолодочный корабль водоизмещением до 2000 тонн с существенно более высокой эффективностью. В апреле 1983 г., после изменения требований ВМФ к проекту, второй проект получил номер 11660 (эспортный вариант - 11660Э) и переклассифицирован в СКР. Анализ проработки проектов показывал, что сдачу экспортного варианта СКР можно планировать на 1990 г. в то время как готовность к сдаче варианта для советского ВМФ по системам вооружений не может быть ранее 1992 г.


Пуск ракеты 3М54 ракетного комплекса "Калибр-НК" с СКР пр.11661К "Дагестан" в ходе учений "Кавказ-2012", Каспийской море, сентябрь 2012 г. (фото из архива Curious, http://forums.airbase.ru).



СКР пр.11661К "Татарстан" заводской №951 на параде в День ВМФ в Астрахани, 29.07.2012 г. (фото - Евгений Луковцев, http://ria.ru).


СКР пр.11661К "Дагестан" заводской №952 на параде в День ВМФ в Астрахани, 28.07.2013 г. (http://militaryphotos.net).


В 1984 г. 1 ЦНИИ МО СССР выдвинул требование об оснащении СКР комплексом ПКР "Уран", разработку которого планировалась начать в 1987 г. В декабре 1984 г. принято Постановление СМ СССР о разработке экспортного СКР пр.11661, СКР для ВМФ СССР пр.11660 и ПСКР пр.11662. Главным конструктором назначен М.М.Нестеренко, заместители - Г.А.Золотарев и В.В.Иванов. Эскизный пр.11661 с двигательной установкой типа CODOG (дизель + два ГТД) закончен в начале 1985 г. В конце 1985 г. закончен эскизный проект СКР пр.11660 . В начале 1986 г. завершено техническое проектирование СКР пр.11661, а в течение года разработано дополнение к эскизному пр.11660 по ПСКР пр.11662. МСП СССР поставлена задача унификации кораблей пр.11660 и пр.11661 на 85% и начаты работы по перекомпоновке проектов под единую конструктивную платформу с разными системами вооружений, отличиями в двигательных установках и обородовании. В 1986 г. главный конструктор проекта М.М.Нестеренко по состоянию здоровья просит освободить его от должности и вместо него назначается В.Н.Кашкин.

В начале сентября 1986 г. началась защита проектов 11660, 11661 и 11662. После доработок под комплекс ПКР "Уран", ГАК "Заря" и другое оборудование окончательно сформулирована концепция "Базовая платформа для семейства кораблей". Для испытаний форм корпуса и влияния обтекателя антенны ГАС на мореходность создана и испытана модель корабля СМ-22 (испытания проводились В.Г.Пасечником и В.Н.Алешиным). Технический проект пр.11661 и эскизный проект пр.11660 утверждены в начале 1987 г. Поставлена задача при разработке техпроекта пр.11660 обеспечить унификацию с пр.11661 на 80%. Используя концепцию "Базовая платформа" Зеленодольское ПКБ начало выпуск рабочей конструкторской документации по пр.11661 и разработку техпроектов пр.11660 и пр.11662. Одновременно шел выпуск рабочей конструкторской документации по пр.11540.


Модель СМ-22 на испытаниях (Зеленодольское ПКБ. Проверены морем. 60 лет 1949-2009 г.г. казань, Вертолет, 2009 г.).


Создание задела под головной СКР пр.11661 на Зеленодольском ССЗ начато в конце 1987 г. В 1988 г. утвержден техпроект пр.11661, начата разработка рабочей конструкторской документации и ведется корректировка пр.11662 с учетом пожеланий Погранвойск СССР. Головной СКР пр.11661 (заводской №951) заложен на Зеленодольском ССЗ в мае 1990 г. (20 октября 1988 г., пр.11660 - по др.данным). Следом заложены заводские №№952 и 953 пр.11661 и головной корабль пр.11660 (заводской №901). Начата разработка рабочей конструкторской документации по пр.11662.

В 1991 г. представлена инициативная проработка, а позже и сокращенный технический проект многоцелевого СКР пр.11663 - вариант СКР пр.11660 с вертолетом, УРО, ПВО, ПЛО и с БИУС. При выборе СКР для постройки ВМФ отдал предпочтение пр.12441 ЦМКБ "Алмаз" (который так и не был построен), а разработка проектов СКР пр.11660 и пр.11663 закрыты в 1992 г. Постановлением СМ России. Работа по пр.11662 пока была продолжена.

В июле 1993 г. головной корабль пр.11661 заводской №951 был спущен на воду и началась его достройка. В феврале 1995 г. в Зеленодольск для освоения СКР прибыл экипаж. В течение 1995 г. от кораблей зав.№№952 и 953 отказался инозаказчик (предположительно, Индия) и их строительство прекращено. В конце 1995 г. прекращено и строительство корабля зав.№951 с готовностью 93%, экипаж распущен, корабль законсервирован из-за отсутствия финансирования и в связи с неопределенностью заказчика (ВМФ России) между разными типами СКР.


Достройка на плаву СКР пр.11661 заводской номер №951, Зеленодольский ССЗ, предположительно 1995 г. (Зеленодольское ПКБ. Проверены морем. 60 лет 1949-2009 г.г. казань, Вертолет, 2009 г.).


В период между 1995 и 1998 годами Зеленодольским ПКБ разработано семейство экспортных проектов "Гепард", выполнен технический проект "Гепард-3.9" для инозаказчика. В 1998 г. закрыт пр.11662 и работы по заложенному кораблю проекта прекращены при готовности корабля 11%.

В 2001 г. руководством ВМФ принято решение о достройке корабля зав.№951 по пр.11661К (первый с таким номером проекта) для Каспийской флотилии под названием "Татарстан". С корабля снято вооружение ПЛО, проведена корректировка проекта. В начале апреля 2002 г. в Зеленодольск для освоения корабля прибыл экипаж. В июле 2002 г. проведено кренование корабля - отклонение от расчетного водоизмещения составило 1 тонну. 12 июля 2002 г. "Татарстан" покинул акваторию Зеленодольского ССЗ и вышел в Махачкалу для прохождения испытаний. В мае 2003 г. СКР прошел мореходные испытания при волнении 5 баллов. Корабль принят ВМФ России в качестве флагмана Каспийской флотилии 31 августа 2003 г.

По неподтвержденным данным последним кораблем проекта для ВМФ России стал СКР "Дагестан". Строительство других кораблей пр.11661К для ВМФ России видимо не планируется. Вывод сделан в т.ч. на основании того, что производство артиллерийской установки для ВМФ России прекращено. Хотя, это может означать оснащение новых кораблей модернизированных проектов 100 мм установкой или .


Конструкция - корпус состоит из 10 водонепроницаемых отсеков, материал корпуса - низколегированная сталь. Надстройка выполнена из коррозионностойкого алюминиево-магниевого сплава. Корабль сохраняет плавучесть и боевые возможности при затоплении любых двух смежных отсеков. Корабль оборудован системой кондиционирования воздуха. Имеются активные успокоители качки.

При строительстве корветов пр.11661Э для ВМС Вьетнама Череповецкий мателлургический комбинат поставлял два типа стали ():
- конструкционный лист марки 10ХСНД;
- судосталь повышенной прочности D40S.

Двигательная установка :

проект описание
пр.11661 двухвальная дизель-газотурбинная установка (ГТУ) типа CODOG, состоящая из двух газотурбинных двигателей (ГТД) М-88 мощностью по 10000 л.с. (15000 л.с. на стадии эскизного проекта) и дизеля экономического хода 61Д мощностью 8000 л.с., работающих через сложные редукторы на два вала и два винта фиксированного шага (ВФШ).
пр.11661К и пр.11661К "Дагестан"
двухвальная дизель-газотурбинная установка (ГТУ) типа CODOG, состоящая из двух газотурбинных двигателей (ГТД) мощностью по 14825 л.с. и дизеля экономического хода 61Д мощностью 8000 л.с., работающих через сложные редукторы на два вала и два винта фиксированного шага (ВФШ).
пр.11661Э "Гепард-3.9" По сообщениям на сайте Зеленодольского завода от 2011 г. на корабле используется "в отличие от газотурбинной экономичная дизельная энергетическая установка" - вероятно,
"Гепард-5.1" двухвальная дизель-дизельная установка типа CODAD, состоящая из 4-х дизелей МТУ мощностью по 4700 л.с. или комбинации из 2 х по 3300 л.с. + 2 х 6500 л.с. дизелей, работающих через сложные редукторы на два вала и два винта фиксированного шага (ВФШ).
"Гепард-5.3" двухвальная дизель-дизельная установка типа CODAD, состоящая из 4-х дизелей МТУ мощностью по 4700 л.с. или комбинации из 2 х по 3300 л.с. + 2 х 6500 л.с. дизелей, работающих через сложные редукторы на два вала и два винта фиксированного шага (ВФШ).


Схема ГЭУ СКР пр.11660 (Зеленодольское ПКБ. Проверены морем. 60 лет 1949-2009 г.г. казань, Вертолет, 2009 г.).


Зональный блок ГЭУ СКР пр.11660 (Зеленодольское ПКБ. Проверены морем. 60 лет 1949-2009 г.г. казань, Вертолет, 2009 г.).


Механика - в ходе испытаний головного корабля пр.11661К "Татарстан" обнаружена вибрация разобщительной муфты на больших оборотах. В ходе доработок вибрация снижена. А к 2003 г. дефект устранен полностью усилиями инженера Б.Г.Лапина.

Энергетика - дизельгенератор(ы) общей мощностью 1800 кВт

ТТХ кораблей :

пр.11661 / пр.11661К (первый)
пр.11661К / пр.11661К "Дагестан"
пр.11661Э "Гепард-3.9" "Гепард-5.1" "Гепард-5.3"
Экипаж 121 чел (в т.ч. 15 офицеров) 120 чел (в т.ч. 12 офицеров) 103 чел (16 запасных мест) 79 чел 102 чел
Длина 102,14 м 102,14 м 102,2 м 102,2 м 102,2 м
Длина по ватерлинии 93,5 м 93,5 м
Ширина 13,9 м 13,9 м 13.6 м (13.1 м по др.данным)
13.1 м 13.1 м
Осадка максимальная
5,3 м - 5,3 м 5,3 м 5,3 м
Осадка габаритная 4.5 м
Осадка без ГАС 3,6 м 3,6 м 3,6 м
Водоизмещение полное 1930 т 1930 т 2100 т 2000 т 2100 т
Водоизмещение стандартное 1500 т 1500 т
Скорость полного хода 28 уз 28 уз 28 уз 25 уз 25 уз
Скорость крейсерского хода
21 уз 21 уз (под дизелем, увеличена в результате доработки с 18 уз)


Скорость экономического хода
10-14 уз 10 уз 10 уз 10 уз
Дальность плавания
5000 миль (10 уз)
3800 миль (14 уз)
1750 миль (22 уз)
950 миль (27 уз)
4000 миль (10 уз), 5000 миль по проекту
3500 миль (14 уз)
950 миль (27 уз)
ок. 4500 миль (10 уз) ок. 4500 миль (10 уз)
Автономность 15 сут 15 сут 20 сут 30 сут 20 сут
Вооружение :
пр.11661 пр.11661 К (первый)
пр.11661 Э "Гепард-3.9"
пр.11661 К "Дагестан"
ПКР 8 (2 ПУ КТ-184 - 2 х 4 ТПК) х комплекс 3К24 "Уран" с ПКР 3М24 / 3М24УД "Уран" - SS-N-25 SWITCHBLADE 8 (2 ПУ КТ-184 - 2 х 4 ТПК) х комплекса 3К24 "Уран" с ПКР 3М24 / 3М24УД "Уран" - SS-N-25 SWITCHBLADE
8 (2 ПУ КТ-184 - 2 х 4 ТПК) х комплекс 3К24Э "Уран-Э" с ПКР 3М24Э "Уран-Э" - SS-N-25 SWITCHBLADE Универсальный Корабельный Стрельбовой Комплекс (УКСК) - установка вертикального пуска типа 3С14Э (в носовой части корабля) на 8 ракет ракетного комплекса "Калибр-НК" с дальностью действия более 300 км
ЗРК ЗРК 4К33 " " - 1 х 2 пусковая установка ЗИФ-122 с боекомплектом 20 ракет 9М33 ЗРК 4К33 " " - 1 х 2 пусковая установка ЗИФ-122 с боекомплектом 20 ракет 9М33


ПЗРК 2 х "Игла-М" 2 х "Игла-М" 2 х "Игла-М" 2 х "Игла-М"
Артиллерия - 1 х 76 мм артиллерийская установка, боекомплект 500 выстр. - 1 х 76 мм артиллерийская установка, боекомплект 314 выстр. В первоначальном варианте -
- 1 х 76 мм артиллерийская установка с СУО 5П-10 "Пума"
Вспомогательное вооружение 2 х 7.62 мм пулемета ПКТ 2 х 14.5 мм пулемета КПВТ на установках МТПУ, 2 х 7.62 мм пулемета ПКТ
2 х 14.5 мм пулеметы КПВТ на установках МТПУ 2 х 14.5 мм пулеметы КПВТ на установках МТПУ
ЗРАК / АК 2 х , боекомплект 2 х 2000 выстр 2 х , боекомплект 2 х 2000 выстр
1 боевой модуль 3Р89 ЗРАК " " с 2 х 4 ПУ ЗУР 9М340Э


Стрельба из артиллерийской установки АК-176 в ходе испытаний первого корабля проекта "Гепард-3.9" для ВМС Вьетнама зав.№954, 2010 г. (http://www.zdship.ru).


Стрельба из установки боевого модуля ЗРАК "Пальма" в ходе испытаний первого корабля проекта "Гепард-3.9" для ВМС Вьетнама зав.№954, 2010 г. (http://www.zdship.ru).



Испытания артиллерийской установки АК-630М на втором корабле проекта "Гепард-3.9" для ВМС Вьетнама зав.№955. Хорошо видно контейнеры ПУ ПКР Х-35 "Уран". 2011 г. (http://www.zdship.ru).


Испытания второго корабля проекта "Гепард-3.9" для ВМС Вьетнама зав.№955. Посадка вертолета Ка-27. 2011 г. (http://www.zdship.ru).


Оборудование :
пр.11661 пр. 11661 К (первый)
пр.11661 Э "Гепард-3.9"
пр.11661 К " Дагестан"
БИУС "Сигма" ? / ОЦ-11661 "Сигма" ? / ОЦ-11661 "Сигма-Э" / ОЦ-11661 (?)
"Сигма" / ОЦ-11661 (?)
РЛС обнаружения воздушных и надводных целей МР-352 "Позитив" / CROSS DOME МР-352МЭ1 "Позитив-МЭ1" / CROSS DOME МР-352 "Позитив-М1" / CROSS DOME
РЛС целеуказания ПКР 34К1 "Монолит" / BASS STAND на построенном корабле. Вероятно в раннем проекте был "Гарпун-Бал" / BAND STAND 34К1 "Монолит" / BASS STAND

В ходе учений 12.12.2011 г. испытывался усовершенствованный комплекс наведения ПКР

34К1 "Монолит" / BASS STAND 34К1 "Монолит" / BASS STAND

"Минерал-М" (по др.данным)

Навигационные РЛС "Кивач" "Кивач" / "Волга" / PALM FROND
МР-212 "Вайгач" МР-212 "Вайгач"
РЛС артиллерийской установки МР-123/176 "Вымпел" - BASS TILT МР-123/176 "Вымпел" - BASS TILT / "Ласка" - в первоначальном варианте проекта.
МР-123/176 "Вымпел" - BASS TILT
РЛС кормовых артиллерийских установок МР-123 - BASS TILT МР-123 - BASS TILT
РЛС ЗРК 2Р33 / POP GROUP 2Р33 / POP GROUP МП3-301 "База" / POP GROUP
Навигационная инерциальная система
ГАК "Зарница" МГК-335М, среднего частотного диапазона, подкилевой антенный пост ГАС и буксируемая ГАС
-
"Зарница" МГК-335МЭ-03, среднего частотного диапазона, подкилевой антенный пост ГАС и буксируемая ГАС -
Буксируемая ГАС среднего частотного диапазона, буксируемый прибор гидроакустического подавления "Змей" -
среднего частотного диапазона, буксируемый прибор гидроакустического подавления "Змей"
-
Электронное противодействие комплекс "Старт" 2 пеленгатора BELL SHROUD, 2 станции подавления BELL SQUAT, комплекс АСОР-11661 "Старт"
- 2 пеленгатора ТК-25Э / BELL SHROUD
- 2 станции подавления BELL SQUAT
- комплекс АСОР-11661
комплекс РЭБ ТК-25
2 пеленгатора BELL SHROUD, 2 станции подавления BELL SQUAT, комплекс АСОР-11661
Станция обнаружения лазерного излучения "Спектр-Ф4" / "Спектр-ФН"
"Спектр-Ф4" / "Спектр-ФН" "Спектр-Ф4" / "Спектр-ФН"
Комплекс связи "Русич-4К" (аппаратура передачи данных)
Обще-эксплуатационная система управления "Ракурс"


Системы вооружений и оборудования на фрегате пр.11661Э "Гепард-3.9" зав.№954 - первый для ВМС Вьетнама, фото 2010 г. (http://www.zdship.ru).


Основные антенные посты РЛС СКР пр.11661К "Дагестан", г.Новороссийск, октябрь 2011 г. (http://www.militaryphotos.net).


Модификации :
пр.11660 "Гепард" - проект прибрежного СКР / противолодочного корабля, главный конструктор - М.М.Нестеренко (с 1986 г. - В.Н.Кашкин).
- 1983 г. - начато проектирование в качестве СКР, готовность головного корабля по системам вооружений оценивалась к 1992 г.

- 1984 г. декабрь - принято Постановление СМ СССР о разработке экспортного СКР пр.11661, СКР для ВМФ СССР пр.11660 и ПСКР пр.11662.
- 1985 г. начало - эскизный пр.11661 с двигательной установкой типа CODOG (дизель + два ГТД) завершен.
- 1986 г. начало - завершено техническое проектирование СКР пр.11661. МСП СССР поставлена задача унификации кораблей пр.11660 и пр.11661 на 85% и начаты работы по перекомпоновке проектов.
- 1986 г. - главный конструктор проекта М.М.Нестеренко по состоянию здоровья просит освободить его от должности и вместо него назначается В.Н.Кашкин.
- 1986 г. начало сентября - начало защиты проектов 11660, 11661 и 11662. После доработок под комплекс ПКР "Уран", ГАК "Заря" и другое оборудование окончательно сформулирована концепция "Базовая платформа для семейства кораблей".
- 1987 г. начало - утвержден технический проект пр.11661. Поставлена задача при разработке техпроекта пр.11660 обеспечить унификацию с пр.11661 на 80%. Начата переработка техпроекта пр.11660.
- 1990 г. - заложен головной корабль пр.11660 (заводской №901) - закладка состоялась после закладки первых трех кораблей пр.11661 .
- 1992 г. - разработка проекта СКР пр.11660 закрыта Постановлением СМ России. Строительство прекращено. По некоторым данным задел разобран на стапеле.

пр.11660 Э / пр.11661 "Гепард" / пр.11661 К (первый) - изначально экспортный вариант СКР пр.11660, позже - ракетный корабль / СКР, главный конструктор - М.М.Нестеренко (с 1986 г. - В.Н.Кашкин).
- 1983 г. апрель - начало проработки проекта в ходе разработки пр.11660 в качестве СКР. Готовность головного корабля по системам вооружений оценивалась к 1990 г.
- 1984 г. - 1 ЦНИИ МО СССР выдвинул требование об оснащении СКР комплексом ПКР "Уран", разработку которого планировалась начать в 1987 г.
- 1984 г. декабрь - принято Постановление СМ СССР о разработке экспортного СКР пр.11661 на базе пр.11660.
- 1985 г. начало - завершен эскизный пр.11661 с двигательной установкой типа CODOG (дизель + два ГТД).
- 1986 г. начало - завершено техническое проектирование СКР пр.11661. МСП СССР поставлена задача унификации кораблей пр.11660 и пр.11661 на 85% и начаты работы по перекомпоновке проектов под единую конструктивную платформу.
- 1986 г. начало сентября - начало защиты проектов 11660, 11661 и 11662. После доработок под комплекс ПКР "Уран", ГАК "Заря" и другое оборудование окончательно сформулирована концепция "Базовая платформа".
- 1987 г. начало - утвержден технический проект пр.11661.
- 1987 г. - с использованием концепции "Базовая платформа" Зеленодольское ПКБ начало выпуск рабочей конструкторской документации по пр.11661.
- 1987 г. конец - начато создание задела под головной СКР пр.11661 на Зеленодольском ССЗ.
- 1988 г. - утвержден окончательный техпроект пр.11661, начата разработка рабочей конструкторской документации.
- 1990 г. май - головной СКР пр.11661 (заводской №951) заложен на Зеленодольском ССЗ. Следом заложены серийные заводские №№952 и 953 пр.11661 и головной корабль пр.11660 (заводской №901).
- 1993 г. июль - головной корабль пр.11661 заводской №951 спущен на воду, начата его достройка.
- 1995 г. февраль - в Зеленодольск для освоения СКР пр.11661 прибыл экипаж.
- 1995 г. - от кораблей зав.№№952 и 953 пр.11661 отказался инозаказчик (предположительно, Индия) и их строительство прекращено.
- 1995 г. конец - прекращено строительство корабля зав.№951 с готовностью 93%, экипаж распущен, корабль законсервирован из-за отсутствия финансирования и в связи с неопределенностью заказчика (ВМФ России) между разными типами СКР.
- 2001 г. - руководством ВМФ принято решение о достройке корабля зав.№951 по пр.11661К (первый с таким номером проекта) для Каспийской флотилии под названием "Татарстан". С корабля снято вооружение ПЛО, проведена корректировка проекта.
- 2002 г. начало апреля - в Зеленодольск для освоения корабля прибыл экипаж.
- 2002 г. июль - проведено кренование корабля - отклонение от расчетного водоизмещения составило 1 тонну.
- 2002 г. 12 июля - "Татарстан" покинул акваторию Зеленодольского ССЗ и вышел в Махачкалу для прохождения испытаний. - 2003 г. май - СКР прошел мореходные испытания при волнении 5 баллов.
- 2003 г. 31 августа - СКР / ракетный корабль "Татарстан" принят ВМФ России в качестве флагмана Каспийской флотилии.


Противолодочный СКР пр.11661 заводской №951 до перестройки по пр.11661К у достроечной стенки Зеленодольского ССЗ, фото 1995-2000 г.г. (http://forums.airbase.ru).


СКР пр.11661К "Татарстан" заводской №951 ("Морская политика России", 2005 г.).


СКР пр.11661 и ракетный корабль пр.11661К "Татарстан" (http://forums.airbase.ru).


пр.11662 / 11662П - пограничный СКР, проект, главный конструктор - М.М.Нестеренко (с 1986 г. - В.Н.Кашкин).
- 1984 г. декабрь - принято Постановление СМ СССР о разработке экспортного СКР пр.11661, СКР для ВМФ СССР пр.11660 и пограничного СКР пр.11662.
- 1985 г. - разработано дополнение к эскизному пр.11660 по ПСКР пр.11662.
- 1986 г. начало сентября - начата защита проектов 11660, 11661 и 11662.
- 1987 г. начало - используя концепцию "Базовая платформа" Зеленодольское ПКБ начало разработку техпроектов пр.11660 и пр.11662.
- 1988 г. - ведется корректировка пр.11662 с учетом пожеланий Погранвойск СССР.
- 1990 г. - начата разработка рабочей конструкторской документации по пр.11662.
- 1992 г. - после закрытия работ по пр.11660 и пр.11663 работы по пр.11662 продолжены.
- 1998 г. - закрыт пр.11662 и работы по заложенному кораблю проекта (зав. №971) прекращены при готовности корабля 11%.


пр.11663 - СКР / корвет, проект, главный конструктор - В.Н.Кашкин.
- 1991 г. - представлена инициативная проработка, а позже и сокращенный технический проект многоцелевого СКР пр.11663 - вариант СКР пр.11660 с вертолетом, УРО, ПВО, ПЛО и с БИУС. При выборе СКР для постройки ВМФ отдал предпочтение пр.1244.1 ЦМКБ "Алмаз" (который так и не был построен).
- 1992 г. - разработка проектов СКР пр.11660 и пр.11663 закрыты в 1992 г. Постановлением СМ России.


Модель СКР пр.11663 (Зеленодольское ПКБ. Проверены морем. 60 лет 1949-2009 г.г. Казань, Вертолет, 2009 г.).

"Гепард-1" - вариант экспортного СКР на базе пр.11660 - вместо буксируемой ГАС - вертолетная площадка, без ангара для вертолета, ЗРК "Оса-М". Разрабатывался в конце 1990-х годов.

"Гепард-2" - вариант экспортного СКР на базе пр.11660 - вместо буксируемой ГАС - вертолетная площадка с ангаром для хранения вертолета, ЗРК "Оса-М" отсутствует. Разрабатывался в конце 1990-х годов.

"Гепард-3" - вариант экспортного СКР на базе пр.11660 - вместо ЗРК и ЗАК предагалась установка кормового и носового боевых модулей ЗРАК "Кортик". Длина корпуса увеличена на 13.8 м. Водоизмещение - до 2100 т. ЗРАК "Кортик" (по первоначальному проекту), вертолетная площадка над отсеком буксируемой ГАС. Разрабатывался в конце 1990-х годов.

"Гепард-4" - вариант экспортного СКР на базе пр.11660 - корабль-платформа для установки вооружения и оборудования заказчика или поисково-спасательное судно. Разрабатывался в конце 1990-х годов.

"Гепард-5" - вариант экспортного пограничного СКР на базе пр.11660 - вертолетная площадка без ангара, изменен состав систем вооружения. дальность хода увеличена до 6000 миль (при 10 уз). Максимальная скорость снижена до 23 уз. ГТД в двигательной установке заменены на дизели с общей мощностью 28000 л.с. Разрабатывался в конце 1990-х годов.

пр.11661 Э "Гепард-3.9" - СКР / корвет прибрежной зоны. Два корабля построены для ВМС Вьетнама. Контракт заключен в 2006 г. Головной заводской №954 заложен 10.07.2007 г., спущен на воду 12.12.2009 г., отправлен заказчику судном-перевозчиком из Балтийска, вероятно, 10.12.2010 г. Головной корабль успешно прошел швартовые и ходовые испытания, выполнил испытательные стрельбы ПКР "Уран" на Балтике. 5 марта 2011 г. на корабле поднят флаг ВМФ Вьетнама и корабль получил имя "Dinh Tien Hoang". Маловероятно, но возможно, при строительстве кораблей использованы заделы кораблей пр.11660 и пр.11662 строительство которых прекращено в 1992-1998 г.г.


Первоначальный вид СКР пр.11661 "Гепард-3.9" (http://forums.airbase.ru).


Окончательный вид СКР / фрегата пр.11661 "Гепард-3.9", 2010 г. (http://www.zdship.ru).


СКР пр.11661Э "Гепард-3.9" для ВМС Вьетнама у достроечной стенки Зеленодольского ССЗ, слева - зав.№955, справа - зав.№954. 16 марта 2010 г. (фото из архива Denis KA, http://forums.airbase.ru , http://www.zdship.ru).


Второй зав.№955 СКР пр.11661Э "Гепард-3.9" для ВМС Вьетнама у достроечной стенки Зеленодольского ССЗ, 20.07.2010 г. (http://maps.google.com).


СКР / корвет зав.№954 пр.11661Э "Гепард-3.9" (первый для ВМС Вьетнама) в Кронштадте до установки части оборудования, лето 2010 г. (http://forums.airbase.ru).


СКР / корвет зав.№954 пр.11661Э "Гепард-3.9" (первый для ВМС Вьетнама) у стенки Кронштадтского морского завода при прохождении испытания на Балтике. 14.08.2010 г. (фото Mike1979, http://en.wikipedia.org).


СКР / корвет зав.№954 пр.11661Э "Гепард-3.9" (первый для ВМС Вьетнама) при прохождении испытаний на Балтике. Август-осень 2010 г. (http://www.militaryphotos.net).


Первый корабль проекта "Гепард-3.9" для ВМС Вьетнама - заводской №954 - на завершающей стадии испытаний, 2010 г. (http://www.zdship.ru).


пр.11661 К - СКР / корвет для Каспийского моря / ракетный корабль, модификация пр.11661 / 11661К (первый) с измененным вооружением. Головной корабль - зав.№952 - заложен в 1990 г. как корабль пр.11661, достраивался по измененному пр.11661К как "Дагестан" с 2002 г. Должен был быть спущен на воду по плану в 2010 г., позже - в марте 2011 г., реально спущен на воду 4 апреля 2011 г. Ввод в строй планируется на 2011 г. (планы 2010 г.). Второй серийный корабль - вероятно, зав.№953 "Буревестник" находится в цехах Зеленодольского ССЗ. 13 сентября 2011 г. СКР "Дагестан" вышел из Зеленодольска в Новороссийск для прохождения испытаний, которые должны начатся 1 октября 2011 г. В 2012 г. корабль планируется принять в состав ВМФ.



Статус : Россия
- 1995 г. - прекращены работы по строительству заказов №№952 и 953 в связи с отказом инозаказчика от этих кораблей.

2002 г. 09 августа - в ходе визита министра обороны России С.Б.Иванова на Зеленодольский ССЗ принято решение о строительстве второго корабля пр.11661К. Вероятно, работы по достройке по пр.11661К ракетного корабля "Дагестан" начаты в 2005 г. или ранее.

2003 г. сентябрь - ракетный корабль "Татарстан" успешно провел операцию по спасению в шторм судна "Россия" на Каспийском море.


- 2005 г. 24 марта - генеральный директор Зеленодольского ССЗ им.А.М.Горького (Татарстан) С.Ильин сообщил СМИ, что в 2007 г. планируется передать Каспийской флотилии фрегат "Дагестан". Так же он сообщил, что ВМФ в этом году по сравнению с предыдущим многократно увеличил финансирование строительства корабля. Сегодня гособоронзаказ в общем объеме товарной продукции Зеленодольского судостроительного завода составляет 15-23%. Предполагается, что при планируемом росте объемов производства с 1,6 млрд. руб. в 2005 г. до 3 млрд. руб. в 2007 г. доля ГОЗа останется неизменной.


СКР пр.11661К "Татарстан" заводской №951 на параде в День ВМФ в Астрахани, 29.07.2007 г. (фото Alexei_s, http://photofile.ru/users/alexei_s).


- 2009 г. 12 декабря - на воду спущен первый корпус зав.№954 СКР / фрегата проекта "Гепард-3.9" для ВМС Вьетнама.


Спуск на воду СКР / фрегата проекта "Гепард-3.9" зав.№954 для ВМС Вьетнама, Зеленодольск, 12.12.2009 г. (http://www.zdship.ru).


- 2010 г. июль - СКР пр.11661Э заводской №954 планировалось перевести внутренними водными путями на Балтику для доработок и прохождения испытаний.

2010 г. август - СКР пр.11661Э заводской №954 по состоянию на 14 августа как минимум находится на Балтике (Кронштадт) для прохождения завершающего этапа ходовых испытаний. Согласно информации на сайте Зеленодольского завода второй корабль зав.№955 так же отправлен в Балтийск.

2010 г. ноябрь - СКР пр.11661Э заводской №954 прибыл в г.Балтийск для завершения испытаний и погрузки на судно-перевозчик для отправки заказчику - ВМС Вьетнама. Прибытие в Балтийск состоялось не позже 24 ноября 2010 г. На Балтике производились испытательные пуски ПКР "Уран".

2010 г. 09 декабря - СКР пр.11661Э заводской №954 зашел на ССЗ "Янтарь" (г.Балтийск) для постановки на судно-перевозчик. Операция постановки должна была занять 1 день. Вероятная дата отбытия во Вьетнам - 10.12.2010 г.

2011 г. 09 февраля - генеральный директор Зеленодольского ССЗ Ренат Мистахов заявил, что спуск СКР "Дагестан" состоится в марте 2011 г., а в мае 2011 г. корабль уйдет к месту службы на Каспий.

2011 г. 01 апреля - СКР "Дагестан" пр.11661К заводской №952 выведен из закрытого эллинга и спущен на воду на Зеленодольском ССЗ.


Вывод СКР "Дагестан" пр.11661К из закрытого эллинга для спуска на воду в док-камеру "Волга", г.Зеленодольск, 01.04.2011 г. (http://www.zdship.ru).


- 2011 г. 21-22 апреля - успешно завершены ходовые и государственные испытания корабль зав.№955 проекта "Гепард-3.9" для ВМС Вьетнама.

2011 г. 17 мая - СМИ сообщают, что СКР "Татарстан" пр.11661К проходит плановый ремонт на Волго-Каспийском СРЗ и в июне 2011 г. после ходовых испытаний вернется в состав флота.


http://www.zdship.ru).


2011 г. 13 сентября - СКР "Дагестан" пр.11661К начал переход с Зеленодольского ССЗ в Новороссийск для прохождения испытаний. Переход осуществляется внутренними водными путями.


Секции корпуса заказа №953 из сборочного цеха перемещены наружу для разборки. Данные не подтверждены. 26.09.2011 г. (http://forums.airbase.ru).


СКР пр.11661К "Дагестан" прибыл для прохождения испытаний в Новороссийск, 01 октября 2011 г. (автор фото - sdn82, http://forums.airbase.ru).


- 2011 г. 09 ноября - в СМИ объявлено, что СКР "Дагестан" пр.11661К будет принят в состав Каспийской флотилии до конца 2011 г.

2011 г. начало ноября - согласно сообщениям СМИ, подтвержденным очевидцами и видеозаписями, СКР "Дагестан" во время нахождения в порту Новороссийска в шторм достаточно серьезно повредил правый борт. Причиной случившегося считается то, что сдаточная команда с Каcпийского моря во время штормового порыва не успела отвести корабль от причальной стенки. Повреждения планируется устранить на месте.


Фрагмент участка повреждений СКР "Дагестан" пр.11661К, ноябрь 2011 г. (фрагмент видео из социальной сети vkontakte.ru)

- 2011 г. 12 декабря - в ходе начавшихся учений кораблей Каспийской флотилии на СКР "Татарстан" планируется испытать усовершенствованный комплекс наведения ПКР.

2011 г. 27 декабря - в СМИ объявлено о том, что СКР "Дагестан" пр.11661К завершил первый этап ходовых испытаний и приступает к испытаниям ракетного комплекса "Калибр-НК".

2012 г. 25 января - в СМИ появилась информация о том, что стоимость ремонта повреждений, полученных СКР "Дагестан" во время шторма в ноябре 2011 г. составляет 60 млн. руб. Ремонт осуществляется силами Зеленодольского ССЗ у стенки причала в Новороссийске.


- 2012 г. 07 февраля - в СМИ появилась информация о том, что СКР "Дагестан" пр.11661К будет принят в состав каспийского флота в первой половине 2012 г.

2012 г. 25 мая - на Черном море завершился первый этап государственных испытания СКР "Дагестан" пр.11661К. В ходе первого этапа испытаний впервые успешно выполнена стрельба ракетным комплексом "Калибр-НК". Корабль готовится к переходу на Каспий внутренними водными путями.


СКР пр.11661К "Дагестан" заводской №952 на параде в День ВМФ в Астрахани, 29.07.2012 г. (фото - Евгений Луковцев, 11356 . Существует версия о том, что заказчика "уговорили" отказаться от заказа СКР пр.11661.

Вьетнам:
- 2006 г. декабрь - заключен контракт на строительство для ВМС Вьетнама двух кораблей пр.11661Э с возможным производством последующих кораблей проекта на предприятиях Вьетнама.

2007 г. - начато строительство 2-х СРК / фрегатов пр.11660 (вариант) для ВМС Вьетнама. Передача Вьетнаму планируется на 2010 г.

2010 г. - корабли достраиваются, проходят испытания.

2010 г. 10 декабря - предполагаемая дата отправки СКР / фрегата зав.№954 во Вьетнам на судне-перевозчике. Отправка производилась с ССЗ "Янтарь" (г.Балтийск).


Второй корабль проекта "Гепард-3.9" для ВМС Вьетнама - заводской №955 - на завершающей стадии испытаний, 2011 г. (http://www.zdship.ru).


- 2011 г. 5 марта - в ВМБ Кам-Рань на СКР / фрегате зав.№954 поднят флаг ВМФ Вьетнама и корабль получил имя "Dinh Tien Hoang".


Церемония подъема флага на фрегате "Dinh Tien Hoang" проекта "Гепард-3.9", ВМБ Камрань, Вьетнам, 05.03.2011 г. (http://www.zdship.ru).


- 2011 г. 25 мая - после завершения испытаний второй СКР/фрегат проекта "Гепард-3.9" отбыл во Вьетнам на судне-перевозчике Eida Transporter.

2011 г. 22 августа - второй фрегат проекта "Гепард-3.9" передан ВМС Вьетнама. Фрегат назван Lee Thay To. Порт приписки - Кам-Рань.

2011 г. 7 декабря - в СМИ сообщается о заключении контракта с "Рособоронэкспортом" на поставку дополнительно 2 фрегатов "Гепард-3.9" в противолодочной конфигурации.


Корвет "Dinh Tien Hoang" (HQ-011) пр.11661Э в доке в Да Нанге, Вьетнам, 2012 г. (фото - Evanna Lynch, http://www.militaryphotos.net).


Корвет "Dinh Tien Hoang" (HQ-011) пр.11661Э в Да Нанге, Вьетнам, 2012 г. (фото - Evanna Lynch, http://www.militaryphotos.net).


- 2013 г. 27 марта - СМИ сообщают, что в 2013 г. планируется заключение нового контракта на строительство двух корветов пр.11661Э "Гепард-3.9" для ВМС Вьетнама. Закладка первого корабля состоится в июне 2013 г. Сдача заказчику планируется на 2016 и 2017 г.г. (). Сталь марок 10ХСНД и D40S для строительства кораблей поставит Череповецкий мателлургический комбинат ().


Сторожевой корабль HQ-011 Đinh Tiên Hoàng пр.11661Э ("Гепард-3.9") ВМС Вьетнама и китайский фрегат Huangshan проекта 054А. Тонкинский залив, 20.06.2013 г. (фото - Mr.Do, http://www.thanhnien.com.vn/ via http://bmpd.livejournal.com/).

- 2013 г. 24 сентября - на Зеленодольском ССЗ планируется церемония закладки двух СКР пр.11661Э "Гепард-3.9" с противолодочным вооружением. Строительство будет вестись на основании межправительственного констракта от 17.10.2012 г. и по контракту между ОАО "Рособоронэкспорт" и ОАО "Зеленодольский завод имени А.М. Горького" от 15.02.2013 г.

2013 г. 18 декабря - на Зеленодолском ССЗ подписан Акт выполненных работ этапа № 1 (закладка заказа, изготовление секций корпуса и надстройки) строительства первого из пары фрегатов „Гепард-3.9“ с противолодочным оружием ().


Реестр СКР / корветов пр.11660 / 11661 и т.п. :


проект завод.№ завод заложен спущен на воду вступил в строй примечание
"Татарстан" / СКР-200
пр.11661К 951 май 1990 г.
июль 1993 г.

02.07.2001 (начало перестройки)

31.08.2003
Каспийская флотилия
корабль закладывался по пр.11661, был почти завершен в конце 1995 г., строительство прекращено из-за отсутствия финансирования, достраивался по пр.11661К, наименование до "Татарстана" - СКР-200; с 03.10.1996 г. - "Татарстан"
"Дагестан" / СКР-201 / "Альбатрос"
пр.11661К 952 Зеленодольский
ССЗ им. А.М.Горького
(1990 г. ?)
план 2010 г. (2009 г.)

спущен 04.04.2011 г.

план - 2007 г. (объявлен в 2005 г.)

план 2011 г. ?
Каспийская флотилия

2012 г. (планы сентября 2011 г.)

декабрь 2011 г. (планы 09.11.2011 г.)

планы - первая половина 2012 г. (07.02.2012 г.)

28.11.2012 г.

закладывался по пр.11661 как "Альбатрос", строился вероятно для Индии, строительство прекращено в 1995 г. в связи с отказом заказчика от приобретения, позже переименован в СКР-201; с 2010 г. как минимум - "Дагестан"
"Буревестник" пр. 11661К? 953 Зеленодольский ССЗ им. А.М.Горького (1990 г. ?)
нет данных нет данных, Каспийская флотилия закладывался по пр.11661 "Буревестник", строился вероятно для Индии, строительство прекращено в 1995 г. в связи с отказом заказчика от приобретения, в постройке

28.09.2011 г. недостроенные секции корпуса перемещены из сборочного цеха наружу для последующей разборки. Данные не подтверждены.

"Ястреб" ? пр.11660 901 Зеленодольский
ССЗ им. А.М.Горького
(1990 г. ?) - - разобран на стапеле в 1990-е годы, проект закрыт
нет данных пр.11662 / 11662П
971 Зеленодольский
ССЗ им. А.М.Горького
1991-1995 г.г.
- - строительство прекращено в 1998 г. при готовности 11%, проект закрыт
"Dinh Tien Hoang" (HQ-011) пр.11661Э
"Гепард-3.9"
954 Зеленодольский ССЗ им. А.М.Горького 10.07.2007 12.12.2009 план - ноябрь 2010 г.

вероятно, 10.12.2010 г. отбыл во Вьетнам на судне-перевозчике

05.03.2011 г.

№1 для ВМС Вьетнама, в ходе испытаний борт №415. Флаг ВМФ Вьетнама поднят 05.03.2011 г.
"Ly Thay To" (HQ-012) пр.11661Э
"Гепард-3.9"
955 Зеленодольский
ССЗ им. А.М.Горького
27.11.2007 16.03.2010 план - 2010 г. (не выполнен)

25.05.2011 г. отбыл во Вьетнам на судне-перевозчике Eida Transporter

22.08.2011 г.

№2 для ВМС Вьетнама, в ходе испытаний борт №416. Флаг ВМФ Вьетнама поднят 22.08.2011 г.
№3 для ВМС Вьетнама пр.11661Э
"Гепард-3.9"
956 Зеленодольский
ССЗ им. А.М.Горького
план - июнь 2013г. (март 2013 г.)

план - сентябрь 2013 г. (05.07.2013 г. )

- план - 2016 г. (март 2013 г., подтверждается 05.07.2013 г.)

план - 24.09.2013 г. (20.09.2013 г.)

- план - 2017 г. (март 2013 г., подтверждается 05.07.2013 г. и 26.02.2014 г.) №4 для ВМС Вьетнама
Строится по межправительственному контракту от 17.10.2012 г. и контракту между ОАО "Рособоронэкспорт" и ОАО "Зеленодольский завод имени А.М. Горького" от 15.02.2013 г.
Курсивом выделены предположительные данные.

Бортовые номера:

ФлотПром - морской ВПК. Сайт http://flotprom.ru/ , 2011 г.
Balancer.Ru, форумы. Сайт
Год "Татарстан" зав.№954 зав.№954 "Дагестан"
2003 г. 691


2010 г.

Проекта 11661 (шифр «Гепард», по кодификации НАТО – Gepard) - тип сторожевых кораблей российского и вьетнамского флота. Корабли серии строятся на Зеленодольском заводе имени А. М. Горького с 1990 года.

В начале 1980-х годов появилась необходимость разработки нового сторожевого корабля прибрежной зоны. Он должен был стать заменой кораблям проекта 1124. Это было обусловлено изменением предназначения сторожевых кораблей проекта 11540, которые в окончательном варианте должны были встать на замену более крупных сторожевых кораблей проекта 1135. За разработку корабля взялось Зеленодольское ПКБ во главе с главным конструктором Ю. А. Никольским, а затем В. Н. Кашкиным.

Из-за требования ВМФ по размещению мощной гидроакустической станции, увеличилось водоизмещение корабля до 2000 тонн, что стало близким к кораблям конкурирующего проекта 12441. Те отличались более мощными противокорабельными ракетами и наличием вертолетной площадки.

В конце 1990 года был заложен головной корабль проекта 11660, получивший название «Буревестник», но через некоторое время его постройка была остановлена. В 1995 году его строительство было прекращено и корабль был законсервирован. Позднее корабль был разобран.

Второй корабль был заложен в 1993 году по экспортному проекту 11661 для ВМС Индии, но в 1995 году, когда он был практически готов, прекратилось финансирование. Позже его достроили по скорректированному для ВМФ России проекту 11661К и спустили на воду под названием «Татарстан», он вступил в строй 31 августа 2003 года и стал флагманом Каспийской флотилии.

Третий СКР был заложен так же по проекту 11661К в 1991 году и получил наименование «Дагестан». Его сдача флоту изначально планировалась на первую половину 2012 года, но была перенесена из-за повреждений, полученных в январе 2012 года во время швартовных испытаний на Черном море у Новороссийска. В июле 2012 года после восстановительно-ремонтных работ «Дагестан» вышел в Каспийское море в рамках второго этапа государственных испытаний для осуществления ракетной стрельбы по береговой цели из ракетного комплекса «Калибр-НК». Стрельбы на дистанцию в 100 морских миль прошли успешно и 28 ноября 2012 года «Дагестан» вошел в состав ВМФ России.

Сторожевые корабли проекта 11661 «Гепард» имеют традиционную гладкопалубную архитектуру с 10 водонепроницаемыми отсеками. Надстройка корабля изготовлена из алюминиево-магниевых сплавов для обеспечения малой заметности (так называемой стелс-технологии).

Сторожевые корабли проекта 11661 «Гепард» имеют мощное ракетное, зенитно-ракетное и артиллерийское вооружение. Основное кораблей проекта 11661Э и РК «Татарстан» - противокорабельный ракетный комплекс «Уран» («Уран-Э») с крылатыми ракетами Х-35(Э), имеющий дальность стрельбы до 130 км (до 260 км для «Уран-У» с ракетами Х-35У). Корабль проекта 11661К, «Дагестан», является первым кораблем ВМФ России вооруженным универсальным ракетным комплексом «Калибр-НК», в составе которого может применяться несколько типов высокоточных крылатых ракет способных наносить удары по надводным, подводным и береговым целям на удалении до 300 км.

Артиллерийское вооружение включает носовую 76,2 мм артиллерийскую установку АК-176М (боезапас - 152 выстрела) и две 30 мм автоматизированные артиллерийские установки АК-630М с боезапасом 2000+1000 выстрелов каждая, что обеспечивает борьбу с морскими, наземными и воздушными целями. На ракетном корабле «Дагестан» так же установлены две 14,5 мм морские тумбовые пулеметные установки.

Для противовоздушной обороны кораблях проектов 11660 и 11661, а так же на РК «Татарстан» используется зенитный ракетный комплекс «Оса-МА-2» с боезапасом 20 ракет. На корабле «Дагестан» вместо ЗРК Оса-МА-2 и двух АК-630 установлен ЗРАК «Палаш»), а на кораблях пр. 11661Э на полубаке устанавливается его экспортная модификация - «Пальма», при этом обе АК-630, устанавливаются в кормовой части надстройки побортно.

В качестве противолодочного вооружения на кораблях пр. 11660 и 11661 были предусмотрены два двухтрубных 533 мм торпедных аппарата. На кораблях проекта 11661Э в качестве противолодочного и противоторпедного вооружения используется одна реактивная бомбометная установка РБУ-6000. Возможно оснащение кораблей другими вариантами вооружения, в том числе и противолодочным вертолетом корабельного базирования Ка-27.

В разное время корабли оснащались различными радиолокационными и радиоэлектронными средствами. Так, на корабли устанавливался радиолокационный комплекс 34К1 «Монолит», радиолокационная станция общего обнаружения МР-352 «Позитив», навигационная РЛС МР-212 «Вайгач», система управления огнем артиллерии МР-123 «Вымпел» и ГАС «Зарница». На корабле «Татарстан» установлена противодиверсионная ОГАС МГ-757 «Анапа-М». Для управления стрельбой РБУ на кораблях пр. 11660 и 11661 применялась ПУСБ «Буря», на кораблях пр. 11661Э применяется ПУС «Пурга-МЭ». Комплекс РЭБ состоял из двух пусковых установок КЛ-101 системы РЭП ПК-16 либо из четырех ПУ КТ-216 комплекса ПК-10 «Смелый».

На РК «Дагестан» РЛК «Монолит» был заменен на «Минерал-М», а РЛС общего обнаружения на «Позитив-М1». Так же установлен гидроакустический комплекс (ГАК) типа МГК-335, система РЭБ ТК-25 и БИУС «Сигма». Корабли пр. 11661Э оснащены аналогичным установленному на «Дагестан» оборудованием в экспортном исполнении с некоторыми отличиями по его составу.

Главная энергетическая установка двухвальная, типа CODOG. Среднеоборотный дизель типа 61Д мощностью 8000 л. с. через сложный редуктор обеспечивает все крейсерские режимы, а две газовые турбины суммарной мощностью 29000 л. с. (по одной на каждый вал) обеспечивают полный ход корабля до 28 узлов. Электроэнергетическая установка включает три дизель-генератора по 600 кВт каждый.