После холодной войны подводный флот США стал неоспоримым хозяином морских глубин. Элитные, полностью атомные подводные силы Америки наблюдали за тем, как субмарины их некогда грозного советского противника тихо ржавеют у причалов, так как новая страна Российская Федерация была не в состоянии их обслуживать и поддерживать.

Прошло более 20 лет подводного господства Америки, и вот из глубин поднялся новый соперник. Он немного знаком нам, процесс его создания длился почти два десятилетия, и это весьма необычный вызов американскому военно-морскому превосходству, хотя данный соперник обладает длинной и смертельно опасной родословной. Так как же этот новый-старый выскочка, российская подводная лодка проекта «Ясень», выглядит на фоне главной опоры подводных сил Америки субмарины типа «Вирджиния»?

Концепция лодки проекта «Ясень» была разработана в начале 1980-х годов центральным конструкторским бюро «Малахит», входившим в тройку главных КБ по проектированию подводных лодок. Строительство первой субмарины под названием «Северодвинск» началось в 1993 году на предприятии «Севмаш», но из-за нехватки финансирования оно задержалось почти на 10 лет. «Северодвинск» спустили на воду в 2010 году, а в состав флота лодка вошла в 2013 году.

Лодка проекта «Ясень» имеет в длину 120 метров, а ее водоизмещение составляет 13 800 тонн. Экипаж субмарины составляет всего 90 человек, гораздо меньше, чем у американских аналогов, что говорит о высокой степени автоматизации. Внешне она напоминает субмарины более раннего проекта «Акула» , но боевая рубка у нее гораздо ближе к носу. А еще у этой лодки есть горб, где размещаются установки вертикального пуска. Как пишет авторитетное издание Combat Fleets of the World, «Северодвинск» оснащен ядерным реактором ОК-650КПМ на 200 мегаватт. Он обеспечивает лодке скорость до 16 узлов в надводном положении и 31 узел в подводном, и имеет длительный срок службы. , скорость у субмарины немного больше, составляя 35 узлов, и она может бесшумно идти под водой на скорости 20 узлов.

«Северодвинск» имеет гидроакустический комплекс «Иртыш-Амфора» с габаритной сферической антенной, гидроакустические антенные решетки по бокам и буксируемую антенную решетку для поиска в задней полусфере. На лодке установлена радиолокационная станция МРК-50 «Альбатрос» для навигации и надводного поиска. А еще у нее есть комплекс радиоэлектронного обеспечения / противодействия.

Контекст

Российские подлодки не имеют равных

Echo24 13.09.2016

Французские подлодки дали утечку

Русская служба RFI 24.08.2016
Вооружение подводной лодки состоит из четырех стандартных 10533-мм торпедных аппаратов и четырех торпедных аппаратов диаметром 650 миллиметров. В них могут размещаться самонаводящиеся торпеды и ракеты 3M54 «Калибр» в противокорабельной, наземной и противолодочной версии. Для еще большего усиления огневой мощи «Ясени» оснащены системами вертикального пуска ракет, которые размещаются позади рубки. В них используются сверхзвуковые противокорабельные ракеты П-800 «Оникс» с прямоточным воздушно-реактивным двигателем.

Подводная лодка типа «Вирджиния» разрабатывалась как недорогой вариант на замену недолговечной субмарине «Сивулф». Эта лодка обладала великолепными характеристиками, но была невероятно дорогостоящей. В этом смысле «Вирджиния» оказалась весьма успешной и превратилась в главный корабль подводных сил ВМС США.

Имея в длину 115 метров, «Вирджиния» всего на пять метров короче «Ясеня». Однако водоизмещение у нее в два раза меньше. Экипаж лодки 113 человек, а в качестве силовой установки на ней используется ядерный реактор типа GE S9G, который приводит в действие не обычный винт, а две турбины и
гребной винт в кольцевом обтекателе. Скорость лодки в надводном положении 25 узлов, а под водой 35. На скорости 25 узлов «Вирджиния» такая же бесшумная, как и лодка типа «Лос-Анджелес», но стоящая у стенки.

Как и на российской субмарине, главная гидроакустическая станция на «Вирджинии» сферическая, и размещается она в носовой части. Но начиная с серии «Блок III», гидроакустическая станция BQQ-10 заменена на широко-апертурную, которая также размещается в носу. Их дополняют антенные решетки по правому и левому борту, относимые к типу легковесных широко-апертурных. Они состоят из двух комплектов оптоволоконных акустических датчиков по три в каждом. Такие антенные решетки очень хорошо обнаруживают дизель-электрические подводные лодки. С кормы поиск и обнаружение обеспечиваются буксируемой пассивной антенной решеткой TB-29(A). И наконец, высокочастотная гидроакустическая антенная решетка позволяет «Вирджинии» обнаруживать мины и уклоняться от них.

У этой лодки всего четыре 533-мм торпедных аппарата, обеспечивающих пуск тяжелых самонаводящихся торпед Mk.48 (ADCAP) , которые применяются против надводных кораблей и подводных лодок. У нее на вооружении также имеются противокорабельные ракеты UGM-84 Sub-Harpoon. В ранних версиях субмарины в вертикальных пусковых установках использовались 12 ракет «Томагавк, но в серии «Блок III» им на смену пришли 2 пусковых установки револьверного типа с тем же количеством «Томагавков». На лодке «Вирджиния» серии «Блок V» количество пусковых установок будет увеличено, и тогда каждая субмарина сможет нести на борту до 40 «Томагавков».


© РИА Новости, Пресс-служба ОАО "ПО "Севмаш"

Кто же победит в случае прямого столкновения между «Вирджинией» «Блок III» и «Северодвинском»? Обе подводные лодки стали вершиной технической мысли и развития технологий в своих странах, и силы у них примерно равны. «Северодвинск» немного медленнее, но он глубже погружается. «Вирджиния» быстрее, но как сообщается в Combat Ships of the World, ее корпус прошел испытания на максимальной глубине 488 метров. У нее наверняка есть ряд преимуществ в гидролокации, что объясняется установкой широко-апертурных ГАС.

Что касается вооружения, то две лодки примерно равны, хотя у «Северодвинска» есть противокорабельная версия ракеты 3M54 «Калибр», что позволяет ей быстро наносить удар легкой торпедой, доставляемой к цели этой ракетой. Этим она чем-то напоминает снятую с вооружения американскую ракету подводного пуска.

«Вирджиния» тише российской подлодки, и у нее лучше гидролокационная станция. В ходе подводной войны это непобедимое сочетание. Лодка может перемещаться и следить за целями таким образом, что это выдаст «Северодвинск». Но в пользу «Северодвинска» говорит то, что он со своими противолодочными ракетами быстрее реагирует на внезапно появляющиеся цели. Но в ближайшем будущем эффективность ГАС «Вирджинии» повысится за счет регулярного обновления программного обеспечения. На «Северодвинске» такое обновление может оказаться невозможным, да и меры по снижению шумности этой лодки осуществить будет непросто. В целом, преимущество следует отдать «Вирджинии».

В долгосрочной перспективе соперничество между двумя субмаринами может привести к включению в их состав подводных необитаемых аппаратов и прочих образцов новой техники. После окончания холодной войны и даже после 11 сентября Соединенные Штаты не уделяли особого внимания войне подводных лодок. Но поскольку США сейчас вновь придают повышенное значение войне между крупными державами, и в частности войне подводных лодок, американские субмарины наверняка снова обгонят своих российских конкурентов.

Кайл Мизоками живет и работает в Сан-Франциско, пишет на темы обороны и национальной безопасности. Его статьи публикуются в таких изданиях как Diplomat, Foreign Policy, War is Boring и Daily Beast. Он также является одним из учредителей блога Japan Security Watch, посвященного вопросам обороны и безопасности.

По информации зарубежных СМИ, новейшая российская атомная субмарина К-560 «Северодвинск» заслужила особую «честь». Глава американской программы по разработке подводных лодок Военно-морского командования США контр-адмирал Дэйв Джонсон разместил макет отечественной АПЛ у себя в офисе, объяснив это тем, что должен постоянно видеть ее и помнить, каким грозным противником выступает российская лодка, созданная по проекту 885 «Ясень». Субмарины этого проекта эксперты относят к четвертому поколению, как и американские подводные лодки типа «Вирджиния». Обе линейки АПЛ относятся к категории многоцелевых.«Если говорить, что «Вирджиния» - многоцелевая, то наши «Ясени» - супер многоцелевые. Российская лодка несет самое разнообразное вооружение, способное поражать наземные, надводные и подводные цели, ставить мины. По номенклатуре вооружений таких лодок в мире больше нет», - рассказал военный эксперт Александр Мозговой в интервью телеканалу «Звезда».Рождение многоцелевых АПЛ 4-го поколения Создание атомной подводной лодки четвертого поколения началось еще в Советском Союзе в 80-х годах. По замыслу разработчиков, новая АПЛ должна была атаковать авианосцы и ракетоносцы противника, уничтожать береговые цели, бороться с подводными лодками. Тогда хотели создать атомную лодку «универсал», чтобы избавиться от других типов субмарин и сократить расходы на их эксплуатацию. Строительство лодки проекта «Ясень» затянулось. Закладку провели на «Севмаше» в декабре 1993 года, а спуск на воду состоялся через 17 лет в июне 2010. Спустя еще три года субмарину получили военные. Всему виной стали политические катаклизмы в стране и развал СССР. Американцы создавали «Вирджинию» в конце 90-х и уже в 2004 первая субмарина проекта сошла со стапелей верфях Electric Boat в Гротоне.По оценке экспертов, стоимость лодок говорит в пользу российской субмарины.«Если брать ситуацию нашего долгостроя, когда цена «Северодвинска» составляет $1,5 миллиарда за 17 лет, против $3,1 миллиарда за пять лет за головную «Вирджинию», то это более чем приемлемо. Тем более, что российские производители сообщают - при улучшенных характеристиках, следующие «Ясени» обойдутся дешевле на треть, и вся кооперация предприятий по их постройке будет исключительно российской», - рассказывает военный эксперт Михаил Тимошенко телеканалу «Звезда».Общие характеристики АПЛ Проект «Ясень» - сочетание лучшего, из того что наработало отечественное подводное судостроение за последние несколько десятилетий. Известно, что лодка 885 проекта имеет не двойной (традиционный), а так называемый полуторный корпус, когда внешней дополнительной оболочкой прикрыта только носовая часть корабля для снижения его шумности. Корпус субмарины сделан из маломагнитной сверхпрочной стали, позволяющей погружаться на глубину в 600 метров. Дополнительное, специальное покрытие корпуса субмарины снижает ее заметность в радиочастотном и инфракрасном диапазоне. Максимальная скорость «Ясеня» 31 узел (чуть более 60 км в час).«Если сравнивать нашу и американскую лодку «Вирджиния», то у нас рабочая глубина больше. У них (американцев) 500 метров максимум, а наши 600 - это дополнительная скрытность и возможность уйти от многих видов современного противолодочного оружия», - отметил военный эксперт Александр Мозговой.Впервые в практике отечественного кораблестроения торпедные аппараты расположены не в носу корабля, а за отсеком центрального поста, что дало возможность разместить в носовой оконечности субмарины антенну нового гидроакустического комплекса АПЛ «Иртыш-Амфора-Ясень».«Большее время станция работает в пассивном режиме и принимает сигналы, по сути - это «уши» лодки. По бортам субмарины стоят конформные антенны, сам корпус состоит из блоков гидроакустических станций, которые слушают море по бортам», - пояснил военный эксперт Александр Мозговой.«Корабли проектов 885 («Ясень») и 885М («Ясень-М») обладают абсолютно новым для отечественного подводного кораблестроения смешанным архитектурно-конструктивным типом. В результате значительно увеличен поисковый потенциал мощного гидроакустического комплекса, обеспечивая превосходство корабля в дуэльной ситуации: он раньше «услышит» корабли противника» - цитирует агентство РИА Новости официального представителя Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит» - разработчика проекта подлодки. По данным из открытых источников, «Ясень» имеет «чуткие уши», позволяющие ему распознавать корабли и подлодки противника на дальности около 250 км.По уровню шума лодки «Ясень» и «Вирджиния» примерно равны, уверен эксперт, хотя отечественные разработчики и применили особую систему демпферов, что снизило уровень шумности новой отечественной лодки десятикратно.Вооружение Ракеты - основное вооружение российской АПЛ. «Ясень» - подводный корабль, в котором размещены крылатые ракеты с вертикальным стартом. Они расположены в центральной части корпуса лодки, в каждой из 8 шахт можно разместить до 4 ракет. По данным экспертов, «Ясень» может атаковать противника сверхзвуковыми ракетами « и «Калибр», дистанция поражения сухопутных целей и кораблей неприятеля составляет около 500 километров. В дальнейшем, предполагают специалисты, на субмарину могут поставить стратегические ракеты Х-101 с дальностью до 5500 километров. На вооружении российской лодки есть и десять торпедных аппаратов, которые выпускают самонаводящиеся и телеуправляемые торпеды, боезапас которых составляет 30 единиц. По мнению экспертов, боевые возможности «Ясеня» в разы превосходят потенциал американской «Вирджинии».«Американская лодка несет 12 ракет типа «Томагавк» и 28 торпед для четырех торпедных установок, а у нас только ракет 32 штуки», - объясняет военный эксперт Александр Мозговой. Он отметил, что на американских субмаринах нет ракет, похожих на «Оникс» и способных атаковать корабли. «Вирджиния» с помощью «Томагавков» может уничтожить только береговые цели.Российский же «Ясень» уже получил прозвище «убийца авианосцев». По подсчетам экспертов, 4-5 ракет будет достаточно чтобы отправить на дно крупный боевой корабль.«Ясень» как фактор сдерживания Эксперты сходятся во мнении, что в современных условиях многоцелевые подводные лодки типа «Ясень» будут выступать фактором не ядерного стратегического сдерживания.«Зачем гоняться по океану за каким-то кораблем, можно выстрелить с дальней дистанции по танкеру-газовозу, последствия будут не меньше чем от ядерного взрыва. Да, по количеству мы пока отстаем, у американцев 11 лодок такого типа, у нас одна «Северодвинск», но они реально боятся, что наших «Ясеней» станет гораздо больше, не зря американские военные сообщают что новая русская лодка создаст проблемы в обеспечения зашиты США от российских крылатых ракет», - отмечает Мозговой.Эксперт напомнил, что американцы развернули программу по модернизации лодок типа «Вирджиния», они собираются установить на субмарины новый боевой модуль, чтобы увеличить количество крылатых ракет до 40 единиц. Россия же продолжает строительство новых многоцелевых лодок уже по усовершенствованному проекту «Ясень-М». Корабли заложены и получили имена «Казань», «Новосибирск», «Красноярск» и «Архангельск». Планируется, что к 2020 году у России будет от 4 до 8 новых лодок проекта «Ясень».

Тактико-технические характеристики

Тип Виржиния»
Водоизмещение: подводное 7800 т.
Размереиия: длина 114,9 м (377 футов); ширина 10,4 м (34 фута); осадка 9.3 м (30 футов 6 дюймов).
Силовая установка: ядерный реактор с водяным охлаждением под давлением «Дженерал электрик» S9G, питающий две паровые турбины мощностью 29 825 киловатт (4000 л.с.), передающие вращательный момент на один вал и водометный движитель.
Скорость и автономность: подводного хода 34 уз; ограничена только потребляемыми запасами.
Вооружение: четыре: 1 дюймовых (533-мм) торпедных аппарата для 26 управляемых по проводам торпед Мк 48 ADVCAP Mod 6 и/или противокорабельных ракет «Гарпун», или мин Мк 67 Мобайл и/или Мк 60 Кэптор а также 12 крылатых ракет «Томагавк» класса «подводная лодка - земля».
Радиоэлектронное вооружение: навигационная РЛС BPS-16, БИУС CCSM, комплект аппаратуры РЭР WLQ 4(V) система акустического противодействия WLY-1,14 размещенных вне и одна внутри прочного корпуса пусковых установок ложны целей, усовершенствованный ГАК с активно-пассивными носовыми акустическими антеннами, двумя обширными встроенными бортовыми гидрофонами, активными килевой и рубочной акустическими антеннами, буксируемыми акустическими гидрофонами ТВ-16 и ТВ-29А.
Летательный аппарат: нет.
Экипаж: 134 человека.

Атомные ударные подводные лодки ВМС США типа «Виржиния», которые также называют «новые ударные подводные лодки», задумывались как усовершенствованный «бесшумный» многоцелевой тип лодок как для действий в открытом океане в противолодочном варианте, так и в мелководных районах для решения всего спектра задач применения оружия против берега. Разработка этого типа сразу же вслед за предназначавшимися для замены лодок типа «Лос-Анджелес» лодками типа «Сивулф», ввод в строй головной лодки которого состоялся в июле 1997 г., может показаться немного странным. Однако тип «Сивулф» оказался слишком дорогим и недостаточно гибким в период после дезинтеграции СССР и создания СНГ, ликвидации стратегической угрозы от советских сил и формирования нового мирового порядка, потребовавших менее затратных решений для отражения всего спектра угроз более низкого, оперативного уровня.

Поэтому ВМС США потребовалась АПЛ нового поколения меньших размеров, чем «Сивулф». Министерством обороны США головным разработчиком определена компания «Электрик боутдивижн» корпорации «Дженерал дайнемикс», которая должна построить первую и третью лодки, получившие названия «Виржиния» и «Гавайи», заложенные в 1999 и 2001 гг. со сроками сдачи в 2006 и 200В гг. соответственно. Компания «Нор-троп Грумман Ньюпорт-Ньюс» строит вторую и четвертую лодки - «Техас» и «Северная Калифорния». Они должны быть заложены в 2000 и 2002 гг. со сроками сдачи в 2007 и 2009 гг. соответственно. Реализация программы строительства осуществляется в тесном сотрудничестве: «Электрик боут» производит цилиндрическую центральную часть корпуса.
«Ньюпорт-Ньюс» - носовую и кормовую секции, а также три отсека, встраиваемые в центральную часть корпуса; каждая компания полностью собирает реакторный отсек.
Корпус содержит структурно объединенные секции с оборудованием двух стандартных размеров по ширине для облегчения установки, обслуживания, ремонта и замены основных систем более совершенными устройствами. Конструкция включает также функционально интегрированные отдельные палубы: командный центр, например, оборудован всем необходимым для работы и отдыха. Управление основывается на применении вычислительной техники с сенсорными датчиками, управление вертикальными и горизонтальными рулями производится посредством двухосевого «джостика» с четырьмя кнопками.
Технические требования включали акустические характеристики не хуже, чем у известных своей малошумностью лодок типа «Си-вулф», поэтому на лодках типа «Виржиния» было использовано новое шумопоглощающее покрытие, изолированные палубные структуры и новая конструкция водометного движителя.

Командование и управление.
За системы «три С» (Command. Control, Commun cation and Intelligence - командование, управление, связь и разведка) отвечает занимающая лидирующее положение компания «Локхид Мартин нейвл электронике» и «Севейленз системз - андеси си-стемз», которые, основываясь на комплексах открытого типа, полностью объединяют их в единые системы управления и применения подводной лодки (средства обнаружения, радиопротиводействия, навигации и управления оружием). Управление оружием производится с помощью варианта боевого комплекса «Рейсе-он» CCS Мк 2. Пуск средств поражения осуществляется из 12 вертикальных пусковых шахт для КРМБ «Томагавк» и четырех 21-дюймовых (533-мм) торпедных аппаратов. Последние предназначены для применения 26 управляемых по проводам тяжелых торпед Мк 48 ADCAP Mod 6 и противокорабельных ракет UGM-84 «Гарпун» с подводным стартом. Через торпедные аппараты может осуществляться также постановка мин Мк 60 «Кэп-тор».

Каждая лодка оснащается системой акустического противодействия «Нортроп Грумман» WLY-1. которая обеспечивает выдачу данных о дальности и пеленге цели на систему управления огнем, а также установленной на выдвижном устройстве аппаратурой РЭР «Локхид Мартин» BLQ-10.
Для действий сил специальных операций в прибрежных районах лодки обеспечены шлюзовой камерой для выброски и приема боевых пловцов. Эта камера может также использоваться в целях обеспечения деятельности сверхмалых подводных лодок, таких, как «Нортон Грумман» ASDS (Advanced SEAL Delivery System - усовершенствованная система доставки групп ССО ВМС), для переправки с борта на борт групп сил специальных операций


Многофункциональная ГАС.
Главным средством обнаружения при ведении подводной войны является гидроакустический комплекс, который включает акустическую систему выработки данных BQQ-10 и активно-пассивные носовые акустические антенны, два обширных встроенных бортовых гидрофона, активные высокочастотные килевую и рубочную акустические антенны, буксируемые акустические гидрофоны ТВ-16 и тонкую линейную антенну ТВ-29А. Для обеспечения навигации в надводном положении предполагается использовать РЛС BPS-16. Каждая лодка обеспечена двумя универсальными модульными выдвижными «фотоновыми» устройствами, которые не пронизывают лодку, как обычные оптические перископы. Средства обнаружения на выдвижных «фотоновых» устройствах включают камеры телевизионной системы ночного видения и теплового пеленгатора с электронно-оптическим преобразователем, а также лазерный дальномер. Универсальные модульные выдвижные устройства созданы компанией «Коллморген энд Калзони», субсидируемой Италией.
Разработанный компанией «Боинг» комплекс LMRS (Long-term Mine Reconnaissance System) долгосрочная система минной разведки) состоит из двух автономных необитаемых подводных аппаратов длиной 6 м (19 футов В дюймов), автоматизированной подъе

мной стрелы длиной 1В м (59 футов) и необходимой электронной аппаратуры.
Основу энергетической установки составляет ядерный реактор «Дженерал электрик» S9G с водяным охлаждением под давлением с активной зоной, расчетный срок службы которого совпадает со сроком службы подводной лодки, и поэтому не нуждается в перезагрузке. Производимый реактором пар поступает на два турбозубчатых агрегата, вращающих один вал и водометный движитель.

Что будет, если две лучшие субмарины мира отправятся на войну? Многоцелевые АПЛ проекта 885 «Ясень» против американских субмарин типа Virginia, являющимися основой подводных сил США.

Атомные подводные лодки ведущих держав постоянно занимаются поисками друг друга или иных целей, и в любой момент готовы использовать имеющееся на борту вооружение. К счастью всей планеты, подлодкам сверхдержав даже в период Холодной войны ни разу не пришлось атаковать чужие субмарины, что позволило избежать крупнейшего конфликта и сохранить хрупкий мир. Тем не менее, тема сравнения характеристик и возможностей подводных сил разных стран по-прежнему привлекает внимание как общественности, так и специалистов или прессы.

14 июня известное американское издание The National Interest опубликовало в рубрике The Buzz очередную статью за авторством военного эксперта Кайла Мизоками. Публикация традиционно получила громкий и броский заголовок, раскрывающий ее суть: «Russia vs. America Underwater: What if the World’s Two Best Submarines Went to War?» – «Российские и американские подводные силы: что, если две лучшие субмарины мира отправятся на войну?» Нетрудно догадаться, что темой статьи стало сравнение лучших многоцелевых атомных подводных лодок России и Соединенных Штатов.

Статья К. Мизоками получила небольшое предисловие, фактически представляющее собой набор цитат из середины материала. Перед «телом» статьи были вынесены некоторые тезисы о разнице вооружений и боевых преимуществах одной из рассматриваемых подлодок, о более высоких ходовых качествах и скрытности другой. Кроме того, в предисловие вынесли рассуждения автора о модернизационном потенциале техники. Тем не менее, рассмотрим статью The National Interest по порядку.

К. Мизоками начинает свой материал смелым, хотя и очевидным тезисом: из Холодной войны подводные силы военного флота Соединенных Штатов вышли бесспорными «хозяевами подводного царства». Элита подводных сил мира, оснащенная исключительно субмаринами с ядерными энергетическими установками, наблюдала за тем, как мощный и сопоставимый советский подводный флот постепенно разрушался. Независимая Российская Федерация не могла сохранять и обслуживать имевшуюся группировку подлодок.

В течение двух десятилетий подводные лодки США господствовали в Мировом океане, но теперь из глубины поднялся новый соперник. Новый вызов американскому превосходству выглядел весьма знакомым, хотя и изменившимся за два десятилетия развития. Впрочем, несмотря на это, он имел длинную и смертоносную «родословную». Как же, спрашивает автор, эти выскочки – многоцелевые АПЛ проекта 885 «Ясень» – смогут сравниться с американскими субмаринами типа Virginia, являющимися основой подводных сил США?

Автор напоминает, что разработка проекта 885 началась еще в середине восьмидесятых годов прошлого века и велась конструкторским бюро «Малахит» (ныне СПМБМ «Малахит») – одним из трех основных создателей советских подводных лодок. Строительство головной лодки проекта, получившей имя «Северодвинск», стартовало в 1993 году на предприятии «Севмаш». В связи с нехваткой финансов строительство самым серьезным образом затянулось, и лодку спустили на воду только в 2010 году. В 2013-м она была включена в состав ВМФ России.

Лодки «Ясень» имеют общую длину 390 футов (около 118 м) и полное водоизмещение 13800 т. В экипаж входит всего 90 человек, что заметно меньше экипажей американских субмарин аналогичного назначения. К. Мизоками предполагает, что подобное сокращение экипажа может быть связано с широким применением автоматизированных систем управления. Внешне подлодки «Ясень» напоминают более ранние корабли проекта 971 «Щука-Б» (Akula-class), однако отличаются иными пропорциями корпуса. Так, позади рубки на новых лодках располагается ракетный отсек с вертикальными пусковыми установками.

Как сообщает авторитетный справочник Combat Fleets of the World, подлодка «Северодвинск» оснащена ядерным реактором ОК-650КПМ мощностью 200 МВт. Такая энергетическая установка хорошо подходит для подобной лодки. В частности, она позволяет субмарине развивать скорость до 16 узлов на поверхности и до 31 узла под водой. При этом автор отмечает, что в некоторых источниках указываются более высокие характеристики. Согласно им, максимальная скорость «Ясеня» под водой достигает 35 узлов, а на 20 узлах подлодка может ходить с минимальным шумом.

По данным К. Мизоками, основой средств обнаружения «Северодвинска» является гидроакустический комплекс «Иртыш-Амфора». Главный его элемент – крупная носовая сферическая антенна. Основной комплекс дополняется несколькими гидроакустическими приборами, распределенными по всему корпусу, а также буксируемой кормовой антенной. Для навигации и поиска различных объектов в надводном положении проектом 885 предлагается использовать радиолокационную станцию МРК-50 «Альбатрос». Также на борту имеются средства радиоэлектронной борьбы.

Подводные лодки типа «Ясень» оснащаются восемью торпедными аппаратами: четыре имеют калибр 533 мм, другие четыре – 650 мм. Торпедные аппараты могут использоваться для запуска оружия разных классов. Прежде всего, это самонаводящиеся торпеды. Кроме того, они совместимы с ракетами 3М54 Klub («Калибр»). Возможно использование ракет, предназначенных для поражения наземных целей, кораблей или подлодок противника.

Для получения еще более высокой огневой мощи подлодка «Северодвинск» оснащена вертикальными пусковыми установками для ракет. 24 таких устройства располагаются в центральном отсеке корпуса позади рубки. Каждая из установок предназначается для перевозки и запуска противокорабельной ракеты П-800 «Оникс». Последняя комплектуется прямоточным реактивным двигателем, обеспечивающим сверхзвуковую скорость полета.

Далее автор The National Interest переходит к рассмотрению американского «конкурента» российских подлодок проекта 885 – многоцелевых атомных субмарин типа Virginia. Он напоминает, что проект «Вирджиния» разрабатывался в качестве более выгодной альтернативы многоцелевым АПЛ типа Seawolf. Субмарины «Сивулф» отличались хорошими характеристиками и высоким потенциалом, но оказались слишком дорогими. Из-за этого было построено лишь три лодки, после чего было принято решение о массовом строительстве кораблей проекта Virginia, которые теперь имеют все шансы стать основой подводных сил Соединенных Штатов.

Подлодки «Вирджиния» имеют длину 377 футов (115 м) и лишь на несколько метров короче «Ясеней». При этом, однако, их водоизмещение едва ли не вдвое меньше. Американские субмарины отличаются более крупным экипажем – 113 человек. Главным элементом энергетической установки является атомный реактор типа General Electric SG9 мощностью 20 МВт. Основной задачей реактора является выработка энергии для ходового электромотора, связанного с водометным движителем.

По имеющимся данным, доступным американскому эксперту, подлодки Virginia в надводном положении способны развивать скорость до 25 узлов. Под водой максимальная скорость достигает 35 узлов. Также К. Мизоками отмечает, что в подводном положении на скорости 25 узлов АПЛ «Вирджиния» производит столько же шума, сколько и более старая лодка типа Los Angeles у причала.

Как и в случае с российским «конкурентом» в лице «Ясеня», основным средством наблюдения американской подлодки является мощный гидроакустический комплекс BBQ-10 с крупной сферической антенной, расположенной в носовой части корпуса. Тем не менее, по мере развития проекта были внедрены новые устройства. Начиная с серии Block III, «Вирджинии» комплектуются новым гидроакустическим комплексом, использующим подковообразную антенну с увеличенными секторами слежения.

Основной ГАК дополняется дополнительными устройствами типа Light Weight Wide Aperture Arrays (LWWAA), размещенными на бортах корпуса. Система LWWAA, как утверждается, отличается повышенным потенциалом в деле поиска дизель-электрических подлодок. Слежение за задней полусферой осуществляется при помощи буксируемой антенны TB-29(A). Последний элемент гидроакустических систем – высокочастотная станция, необходимая для поиска морских мин в непосредственной близости от корабля.

Для использования торпедного или ракетного вооружения на лодках Virginia предусматриваются только четыре торпедных аппарата калибром 533 мм. Основным боеприпасом для этих систем являются тяжелые самонаводящиеся торпеды Mk.48 Advanced Capability (ADCAP). Это оружие может применяться как для атаки надводных кораблей, так и для уничтожения подводных лодок. Корабли противника предлагается уничтожать и при помощи управляемых ракет UGM-84 Sub-Harpoon, так же запускаемых через торпедные аппараты.

Ранние версии проекта Virginia предусматривали установку 12 вертикальных пусковых установок для крылатых ракет различного назначения семейства BGM-109 Tomahawk. В модернизированном варианте проекта Block III подобные средства хранения и запуска ракет заменили барабанными пусковыми установками с аналогичным боекомплектом. Проект Block IV сохраняет такое же вооружение, а в ходе следующей модернизации планируется значительно увеличить запас крылатых ракет. Каждая АПЛ Virginia Block V сможет нести по 40 «Томагавков».

К. Мизоками отмечает, что на момент передачи флоту подлодки «Северодвинск» в серийном строительстве находились американские субмарины типа Virginia Block III. Именно с ними он предлагает сравнивать новейшую российскую лодку. И тут же автор задает вопрос: кто победит в головокружительном противостоянии «Ясеня» и «Вирджинии»? Оба рассматриваемых корабля на данный момент являются вершиной развития подводных флотов своих стран, и потому могут сравниваться без каких-либо дополнительных оговорок.

В первую очередь, автор издания The National Interest рассматривает ходовые качества подлодок. Он отмечает, что «Северодвинск» немного медленнее, но зато может погружаться глубже «Вирджинии». Так, в свою очередь, развивает более высокие скорости, но может погрузиться только на 488 м. К. Мизоками предполагает, что использование нового гидроакустического комплекса Big Aperture Bow даст американской лодке определенные преимущества в деле обнаружения конкурента.

Что касается систем вооружения, то, по мнению американского специалиста, обе подлодки примерно равноценны, хотя и имеют в этом отношении заметные различия. К примеру, на вооружении «Северодвинска» имеется противолодочная ракета комплекса «Калибр». С ее помощью подлодка может быстро доставить к субмарине противника легкую самонаводящуюся торпеду. С точки зрения способов боевой работы, такое оружие, как указывает К. Мизоками, напоминает американский противолодочный комплекс UUM-44 SUBROC, снятый с вооружения в конце восьмидесятых.

Автор заявляет, что подлодки типа Virginia отличаются от «Ясеней» меньшей шумностью и наличием более совершенного гидроакустического комплекса. В условиях подводной войны такое сочетание характеристик является решающим. Благодаря преимуществам в этой сфере американская лодка способна скрытно передвигаться и находить российского противника раньше, чем тот сможет обнаружить ее. В то же время, К. Мизоками отмечает, что за «Северодвинском» остается преимущество в виде большей скорости реакции. При внезапном обнаружении цели он сможет быстрее атаковать ее с использованием сверхзвуковых противолодочных ракет.

Также утверждается, что гидроакустические системы подлодок «Вирджиния» могут совершенствоваться при помощи регулярных обновлений программного обеспечения. Американский автор полагает, что российский проект 885 и комплекс «Иртыш-Амфора» не имеют такой возможности. Кроме того, он считает, что снижение шумности «Ясеня» является весьма трудной задачей для российского военного кораблестроения. В итоге, К. Мизоками отдает победу в этом «раунде» американской субмарине.

Автор статьи «Russia vs. America Underwater: What if the World’s Two Best Submarines Went to War?» справедливо замечает, что в реальности соперничество двух подлодок ведущих стран, скорее всего, будет вестись с использованием беспилотных аппаратов разных классов и типов, а также других систем различного назначения и самых разных новых технологий. Кроме того, он напоминает, что даже после окончания Холодной войны военно-морские силы США продолжали развитие подводного флота. Особое внимание этому роду войск, как и всем остальным, стали уделять после трагических событий сентября 2001 года.

Соединенные Штаты вновь начинают рассматривать возможность начала полномасштабного вооруженного конфликта, в том числе с использованием подводных сил военного флота. В таком случае, вероятнее всего, американским субмаринам вновь придется столкнуться с вероятным противником в лице подводных лодок военно-морского флота России.

Эмпирическое сравнение различных образцов оружия или техники, проводимое исключительно при помощи оглашенных данных, является весьма специфическим делом, которое к тому же нередко заканчивается сомнительными выводами. Итоги подобной затеи могут быть еще хуже, если сравнивающий использует ошибочную информацию. Нельзя не отметить, что в статье «Russia vs. America Underwater: What if the World’s Two Best Submarines Went to War?» издания The National Interest присутствуют довольно грубые ошибки, способные самым серьезным образом повлиять на итоговые выводы.

Так, Кайл Мизоками пишет, что АПЛ «Северодвинск» оснащена восемью торпедными аппаратами калибра 533 и 650 мм. При этом давно известно, что на лодках «Ясень» устанавливается по 10 аппаратов калибром 533 мм. Эти устройства находятся на бортах корпуса и пригодны для использования торпед УСЭТ-80 либо ракет «Калибр». Не вполне правильно описаны и ракетные пусковые установки. Дело в том, что «Ясени» несут не 24, а всего лишь 8 вертикальных пусковых установок. Тем не менее, каждая из них принимает несколько ракет. Из-за этого, в частности, боекомплект может состоять из 24 ракет типа «Оникс».

Прочие оценки и предположения, опубликованные в The National Interest, тоже могут быть поводом для критики, обвинений в необъективности или ангажированности и т.д. Тем не менее, не стоит забывать, что подобный формат статьи, подразумевающий исключительно умозрительные сравнения и неоднозначные выводы на основе тех или иных отрывочных сведений, по определению не позволяет получить желаемую объективность, и итоговый «вердикт» в любом случае не способен претендовать на истину в последней инстанции.

Тем не менее, очередная попытка сравнения российских и американских подлодок представляет определенный интерес и стоит внимания. При этом, несмотря на все проблемы, можно признать, что в одном американский автор был прав: проекты многоцелевых атомных субмарин 885 «Ясень» и Virginia Block III на данный момент действительно являются вершиной развития подводного флота двух ведущих стран мира.

Статья «Russia vs. America Underwater: What if the World’s Two Best Submarines Went to War?»

Несколько дней назад военно-морские силы США получили новую многоцелевую атомную подлодку. В ближайшее время субмарина USS Illinois (SSN-786) должна пройти ряд необходимых процедур, после чего ее официально введут в боевой состав флота, и начнется полноценная эксплуатация. Ожидается, что введение в строй новой подлодки позволит дополнительно повысить потенциал подводных сил ВМС США, в составе которых уже служит большое количество субмарин-систершипов «Иллинойса». Кроме того, по разным оценкам, начало службы очередной многоцелевой АПЛ может иметь некоторые последствия для международной обстановки.

Новая субмарина USS Illinois (SSN-786) была построена по проекту Virginia Block III и является представителем самого нового и совершенного на данный момент семейства американских многоцелевых подлодок. Она стала третьей подлодкой версии Block III и 13-м кораблем класса «Вирджиния». Задачей «Иллинойса» в будущем станет патрулирование указанных акваторий с поиском различных подводных и надводных целей и, при получении соответствующего приказа, их уничтожение. Также имеется возможность атаки береговых объектов противника. Одной из главных целей подобной боевой работы подлодки станет поиск стратегических подводных ракетоносцев вероятного противника.

Решение о строительстве подлодки USS Illinois (SSN-786) и нескольких других субмарин было принято в середине прошлого десятилетия. 22 декабря 2008 года решение о строительстве привело к появлению договора между военным ведомством и предприятиями судостроительной промышленности. Контракт на строительство лодок новой серии получили компании Huntington Ingalls Industries и General Dynamics Electric Boat Shipyard. Им заказали четыре и три подлодки соответственно. Строительство субмарины «Иллинойс» должно было проходить на предприятии General Dynamics Electric Boat в г. Гротон (шт. Коннектикут).

Многомиллиардный контракт на подлодки серии Block III подразумевал строительство нескольких субмарин одинаковой стоимости. По последним сообщениям, на постройку USS Illinois (SSN-786) военное ведомство Соединенных Штатов потратило 2,7 млрд долларов.

Церемония закладки АПЛ USS Illinois (SSN-786) состоялась 2 июня 2014 года. Попечителем нового корабля стала первая леди США Мишель Обама, уроженка штата Иллинойс, в честь которого названа подлодка. Благодаря налаженному производству, строительство субмарины заняло всего 14 месяцев. Уже 8 августа 2015 года лодку вывели из цеха и спустили на воду. После этого экипаж и специалисты промышленности приступили к проведению испытаний и прочих необходимых работ, предшествующих передаче подлодки заказчику.

Испытания и доводка новейшей многоцелевой АПЛ заняли около года, после чего представители военного ведомства подписали приемный акт. Очередная подлодка типа Virginia Block III была передана заказчику 27 августа. В ближайшее время военно-морские силы планируют провести некоторые необходимые работы, после чего подлодку официально включат в боевой состав флота. Церемония ввода лодки в эксплуатацию запланирована на 29 октября. В этот день подводные силы ВМС США официально пополнятся новой боевой единицей.


Подлодка USS Illinois (SSN-786) во время строительства. Фото Ussillinois.org

АПЛ USS Illinois (SSN-786) была построена по самой новой из существующих версий проекта «Вирджиния» и является подлодкой четвертого поколения. Использованный проект основывается на базовых наработках предыдущих проектов, однако имеет ряд характерных отличий, связанных с необходимостью повышения тех или иных параметров. В первую очередь, подлодки типа Block III отличаются от предшественников гидроакустическим комплексом и пусковыми устройствами для ракетного вооружения. В остальном проект является улучшенным вариантом предыдущих разработок. Конструкторские работы по проекту Virginia Block III начались в 2009 году, уже после подписания контракта на постройку серии новых субмарин.

В соответствии с проектом, субмарина «Иллинойс» имеет длину 114,9 м, ширину 10,3 м и нормальную осадку 9,8 м. Полное водоизмещение достигает 7900 т. Лодка имеет характерный внешний вид с обтекаемым цилиндрическим корпусом большого удлинения, в носовой части которого имеются горизонтальные рули. На верхней поверхности корпуса предусматривается сравнительно небольшое ограждение рубки. На сужающейся кормовой части находится набор рулей и гребной винт, помещенный внутри кольцевого канала.

В центральном отсеке прочного корпуса лодки располагается водо-водяной ядерный реактор типа S9G, обеспечивающий выработку электроэнергии для всех систем. В качестве силовой установки для перемещения проектом предусматривается электромотор мощностью 30 тыс. л.с. Используется одновальная схема с единственным гребным винтом.

В рамках проекта Block III значительным изменениям подвергся носовой отсек легкого корпуса, вмещающий в себя вооружение и гидроакустическую станцию. Основными задачами при переделке отсека было повышение характеристик лодки, а также снижение стоимости ее производства и эксплуатации. За счет отказа от некоторых ранее применявшихся решений, а также при помощи применения унифицированных агрегатов, заимствованных из существующих проектов, удалось решить обе поставленные задачи.


Подлодка в сухом доке, 29 июля 2016 г. Фото Ussillinois.org

Было решено изменить конструкцию главной антенны гидроакустического комплекса. Вместо ранее использовавшейся системы, состоявшей из большого числа отдельных элементов, закрепленных на общей основе в виде отсека с воздухом, было решено использовать сферическое устройство, полностью окруженное водой. Такой вариант комплекса получил обозначение LAB (Large Aperture Bow). Отсутствие необходимости в создании герметизированной основы, заполненной воздухом, позволило заметно сократить стоимость производства носовой части лодки. Переделка конструкции позволила дополнительно сократить стоимость корпуса на 11 млн долларов.

В составе системы LAB имеется два основных компонента. Первый представляет собой пассивную станцию повышенной производительности, а второй является активной системой, работающей в среднем диапазоне частот. В составе комплекса LAB применяются гидроакустические датчики, ранее применявшиеся на подлодках типа Seawolf. Обеспечен максимально возможный ресурс комплекса, равный ресурсу всей субмарины.

Первые версии проекта Virginia предлагали использование 12 вертикальных пусковых установок, помещенных перед прочным корпусом в носовой части лодки. Проектом модернизации Block III был предложен иной вариант транспортировки и запуска ракетного вооружения. С целью упрощения конструкции и удешевления производства новые многоцелевые АПЛ должны оснащаться пусковыми установками, заимствованными из проекта модернизации стратегических подлодок типа Ohio. При помощи такого решения удалось улучшить экономические параметры проекта без каких-либо проблем иного рода.

Заимствованная у Ohio пусковая установка представляет собой цилиндрический агрегат, по габаритам вписывающийся в шахту баллистической ракеты Trident II. Установка вмещает шесть шахт сравнительно малого диаметра, каждая из которых может транспортировать по одной крылатой ракете. Также в корпусе установки имеется различное специальное оборудование, необходимое для использования ракетного вооружения.


Схема нововведений проекта Block III. Рисунок Defenseindustrydaily.com

В случае с проектом Virginia Block III имеет место удаление старых раздельных пусковых установок, вместо которых устанавливается некое подобие шахт стратегических лодок «Огайо». На корпусе помещаются две откидные крышки пусковых установок, под которыми находятся две вертикальные пусковые установки. Таким образом, модернизированные субмарины, как и лодки предыдущих версий, способны перевозить и запускать до 12 крылатых ракет.

Несмотря на замену пусковых установок, обновленные «Вирджинии» сохраняют прежнюю номенклатуру вооружений. Основным ударным этих кораблей остаются крылатые ракеты BGM-109 Tomahawk, способные поражать цели, в зависимости от модификации, на расстояниях до 2500 км.

В остальном «Иллинойс» почти не отличается от лодок своего проекта предыдущих серий. За исключением комплекса вооружения и гидроакустических средств, все имеющиеся изменения незначительны и направлены на исправление ранее выявленных недостатков, упрощение эксплуатации техники и т.д. Это позволило улучшить требуемые параметры, а также обойтись без неприемлемого удорожания строительства и заметно сэкономить на эксплуатации унифицированной техники.

В частности, без значительных изменений осталось дополнительное вооружение подлодок в виде торпед. USS Illinois (SSN-786) имеет четыре торпедных аппарата калибра 533 мм. В торпедном отсеке может перевозиться до 27 торпед нескольких типов. Подобное оружие, в первую очередь, предназначается для защиты от подлодок противника.


USS North Dakota (SSN-784) - головная подлодка серии Block III. Фото US Navy

Сохранен ранее использовавшийся подход к сбору информации об окружающей обстановке. В частности, Block III по-прежнему не использует традиционный перископ, вместо которого лодка получает мачту с оптико-электронным оборудованием, связанным с экранами на центральном посту. Также предусматривается использование других средств наблюдения, основанных на современных технологиях и элементной базе.

Любопытной особенностью подлодок типа Virginia была возможность перевозки боевых пловцов. Актуальный проект сохраняет специальный шлюзовый отсек, позволяющий субмарине перевозить и высаживать в заданном районе до девяти бойцов с вооружением и специальным оборудованием. Также субмарина может нести сравнительно крупные аппараты, необходимые водолазам.

Собственный экипаж лодки состоит из 134 человек, в том числе 14 офицеров. При необходимости, в зависимости от типа поставленной боевой задачи, состав экипажа может меняться тем или иным образом. В ходе автономного плавания обеспечивается максимально возможный комфорт работы и быта.

Подлодки типа Virginia, независимо от серии и конкретного состава оборудования, способны погружаться на предельную глубину 488 м и развивать скорость не менее 26 узлов. По некоторым данным, максимальная подводная скорость таких субмарин превышает 30-32 узла. Дальность плавания ограничивается только запасом продовольствия и боекомплектом. Реакторы последних моделей, применяемые на лодках новых серий, позволяют не менять ядерное топливо в течение всего срока службы.


Вторая субмарина серии USS John Warner (SSN-785) в ходе церемонии сдачи заказчику, 1 августа 2015 г. Видна открытая крышка одной из пусковых установок. Фото US Navy

К настоящему времени военно-морские силы США получили и ввели в строй 12 многоцелевых атомных подводных лодок типа «Вирджиния». В соответствии с первым заказом от 1998 года были построены четыре субмарины первой серии. Их служба началась в 2004-2008 годах. В 2003 году Пентагон заказал строительство кораблей второй серии (Block II), в результате чего в 2008-13 годах получил еще шесть подлодок. Строительство субмарин Block III ведется с 2012 года. В позапрошлом и прошлом годах в строй вступили АПЛ USS North Dakota (SSN-784) и USS John Warner (SSN-785) соответственно. В октябре боевой состав подводных сил США пополнится еще одной подлодкой, USS Illinois (SSN-786).

После получения 13-й лодки серии ВМС США намерены приобрести еще полтора десятка аналогичных субмарин. В течение нескольких следующих лет компании Huntington Ingalls Industries и General Dynamics Electric Boat Shipyard должны будут достроить и передать заказчику пять следующих лодок Virginia Block III. Еще десять субмарин будут строиться позже. Они должны будут относиться к новой версии проекта с обозначением Block IV. Контракт на их строительство был подписан в апреле 2014 года. Сроки поставок техники по этим контрактам должны быть уточнены позже.

Многоцелевые АПЛ типа Virginia всех серий рассматриваются в качестве замены для остающихся в строю субмарин аналогичного назначения, созданных и построенных в течение нескольких последних десятилетий. Помимо «Вирджиний» задачи поиска подводных и надводных целей решаются лодками типов Los Angeles и Seawolf. На данный момент в строю остается 39 подлодок первого типа и 3 второго. Примечательно, что изначально планировалось построить серию из трех десятков «Сивулфов», но по причине высокой стоимости проект подвергся значительному сокращению. Со временем все имеющиеся подлодки должны будут уступить свое место более новым кораблям типа Virginia трех существующих и одной планируемой к строительству серии.

Как и другие многоцелевые атомные подлодки различных типов, эксплуатируемые несколькими странами мира, новейшая USS Illinois (SSN-786) должна будет решать достаточно широкий круг боевых задач, связанных с поиском и уничтожением различных целей. Предусматривается возможность скрытного слежения за надводными, подводными и береговыми целями с последующим их уничтожением при помощи наиболее эффективного в имеющейся ситуации оружия. Основным вооружением «Иллинойса» и его систершипов при этом являются крылатые ракеты BGM-109. При необходимости могут использоваться торпеды нескольких типов.


USS Illinois (SSN-786) на испытаниях, 29 июля 2016 г. Фото Ussillinois.org

В контексте слежения за подводными целями подлодки типа Virginia прежде всего являются «охотниками» за стратегическими подводными ракетоносцами. В такой роли американские субмарины представляют определенную опасность для российских подлодок, осуществляющих дежурство в интересах стратегических ядерных сил. Количественные и качественные особенности подводных сил США, а именно их составляющей, основанной на многоцелевых АПЛ, могут быть серьезным поводом для беспокойства. Имея в боевом составе флота более полусотни таких субмарин, Соединенные Штаты могут разворачивать сравнительно мощную группировку, следящую за различными районами Мирового океана. Как следствие, имеется определенная вероятность вскрытия районов и маршрутов патрулирования.

Для борьбы с подобной угрозой требуются соответствующие меры. Защита корабельных соединений и подводных ракетоносцев может осуществляться самыми разными средствами. Эта задача может возлагаться как на противолодочные корабли, так и на авиацию. Кроме того, весьма эффективным средством для выслеживания подлодок, угрожающих нашим кораблям, должны стать существующие и перспективные многоцелевые АПЛ, прежде всего, новых проектов.

На фоне общей численности многоцелевых атомных подлодок в подводных силах Соединенных Штатов передача новой субмарины USS Illinois (SSN-786) смотрится не слишком угрожающе. Тем не менее, даже одна лодка, оснащенная самым новым оборудованием и вооружением, может заметно повысить потенциал всех подводных сил в целом. Кроме того, необходимо помнить, что в планах Пентагона имеется строительство еще полутора десятков лодок типа Virginia, большая часть которых будет относиться к новой версии проекта с условным обозначением Block IV.

Последние достижения и планы американского военного кораблестроения представляют определенный интерес с технической точки зрения, а для США также являются настоящим поводом для гордости. Для других стран, в свою очередь, они могут быть поводом для беспокойства и материалом для анализа и прогнозирования. Существующее и планируемое развитие подводных сил Соединенных Штатов может затруднять модернизацию флотов других стран, или даже представлять для них серьезную угрозу. Поэтому радостные для зарубежных военных должны получить требуемую оценку, а также учитываться другими странами, в том числе и нашей, при планировании своих действий в обозримом будущем.

По материалам сайтов:
http://flot.com/
http://sudostroenie.info/
http://janes.com/
http://defenseindustrydaily.com/
http://ussillinois.org/
http://public.navy.mil/
http://history.navy.mil/
http://military.com/
http://military-today.com/